ГАУДИ, АНТОНИО

ГАУДИ, АНТОНИО (Gaudi, Antoni [Catalan]) (родился 25.06.1852, Реус, Испания — умер 10.06.1926, Барселона), испанский архитектор, чей стиль отличается свободой формы, прекрасным чувством цвета и композиции, а также органическим единством. Практически все время Гауди работал недалеко от Барселоны либо непосредственно в самом городе. Большую часть своей деятельности он посвятил созданию* Искупительной церкви Святого Семейства (Саграда Фамилия), но не смог закончить его по причине своей смерти в 1926 году. Жизнь. Гауди родился в провинциальной Каталонии на средиземноморском побережье Испании. Он был выходцем из небогатой семьи; его отец был медником. Отец прожил с Гауди всю жизнь вместе с его племянницей. Сам Гауди никогда не женился. Интерес к архитектуре у Гауди проявился в раннем возрасте, и в 1869/1870 году он отправляется на учебу в Барселону, на то время политический и интеллектуальный центр Катало нии и самый современный город Испании. Закончить учебу он смог только спустя восемь лет, так как она прерывалась службой в армии и прочими обстоятельствами. Становление архитектурного стиля Гауди включает несколько фаз. Сразу после окончания в 1878 году Провинциальной Школы Архитектуры в Барселоне Гауди работает в пышном викторианском стиле, что видно из его школьных проектов.

Он быстро развивает собственную манеру проектирования: беспрецедентно сопоставлять различные геометрические массы в, казалось бы, несовместимых комбинациях и затем украшать их поверхности фигурными кирпичами и камнем, используя яркие керамические плитки и узоры из металла (цветы и репти лии). Если не замечать деталей, то в целом этот стиль можно обозначить как мавританский — или мудехарский, соединивший испанскую смесь мусульманского и христианского дизайна. Другими приме рами такого стиля являются Каса Висенс (1878 — 1880) и “Эль Капричо” (1883 — 1885), а также поместье и дворец Гюэль, построенные в конце 1880 годов. Все эти здания, кроме “Эль Капричо”, находятся в Барселоне. Затем Гауди экспериментировал с динамическими возможностями исторических стилей: готика Епископского дворца в Асторге (1887— 1893) и Каса де лос Ботинес в Леоне (1892 — 1894) и барокко Каса Кальвет в Барселоне (1898—1904). Но с 1902 года в своих проектах он пытается уйти от традиционности в стиле. Если не брать явные символы природы или религии, тб

здания Гауди стали, по существу, презентациями своих собственных структуры и материалов. Как можно видеть на примере Вилла Бэль Эсгуард (1900 — 1902), Парка Гюэль (1900 — 1914) в Барселоне и Колониальной Церкви Гюэль (1898 — около 1915), в южной части Барселоны, он разработал такой тип строения, который можно было бы назвать эквилибристическим или сбалансированным, то есть самодостаточную структуру, не нуждающуюся для опоры во внутренних креплениях, внешних контро форсах, — строение, кото рое, по словам самого мастера, будет стоять подобно дереву. К основным элементам его системы относятся колонны либо пилястры, которые наклонно становятся диагональными опорами. Гораздо мелкие опоры поддерживают тони окаркасные покрытые плиткой своды. Гауди применил эту систему построения при создании двух многоэтажных жилых зданий в Барселоне: Каса Батло (1904 — 1906) (были введены новые элементы, особенно при проектировании фасада) и Каса Мила (1905 —1910), конструкция нескольких этажей которого выглядела как гроздья покрытых плиткой широких листьев кувшинки со стальными прожилками (каркасом). Как часто случалось в его практике, эти два здания он спроектировал по рельефу и поверхности как метафорические отображения характера гор и моря Каталонии. Будучи хотя и эксцентричным архитектором, но объектом поклонения, Гауди принимал участие в процессе Renaixensa в Каталонии, смыслом которого было художественное возрождение искусств и ремесел, а также политическое возрождение в форме ярого антикастильского “катала низма”. Целью обоих движений было внести новую струю в жизнь Каталонии, давно подавляемую правительством Испании с центром в Мадриде, большинство представителей которого были кастильцами. Религиозным символом движения Renaixensa в Барселоне был собор Святого Семейства (Сагра да Фамилия), проект, которым Гауди будет заниматься на протяжении всей своей жизни. Он начал строительство церкви еще в 1883 году, но не дожил до его завершения. Работая над этим проектом, Гауди стал весьма набожным человеком. В 1910 он фактически забросил всю остальную работу и даже перебрался жить на стройку, организовав там свою мастерскую. В возрасте 75 лет Гауди бьш сбит трамваем, когда спешил к вечерней молитве. От полученных травм архитектор скончался. В своих эскизах и набросках для незавершенной церкви Святого Семейства (до его смерти был закончен лишь поперечный неф и одна из четырех его башен) ему удалось неосознанно объединить готический стиль собора и невероятную сложность форм — символический лес витых колонн, гиперболообразные своды и стены, крыша в форме гиперболического параболоида, от которой просто замирает дух и которая превосходит причудливые бетонные арки, модель которых была по всему миру перенята инженерами и архитекторами 1960 годов, вдохновленными Гауди.

В 1920 — 1930 годах, когда кругом царил модный интернациональный стиль, Гауди игнорировали. Тем не менее, к 60 годам он вновь получил признание профессионалов и любителей как архитектор с поразительным безграничным воображением, пытавшийся бросить вызов традиционным принципам архитектуры. Оценка. Архитектурные решения Гауди особенно замечательны разнообразием форм и фактуры, полихромией, а также свободным выразительным построением элементов композиции. Сложная геометрия творений Гауди в то же время дает впечатление архитектурной целостности будто здания — это объекты природы, точно соответствующие ее законам. Эта идея целостности была корневой и в повседневной жизни Гауди. Его личная жизнь и профессиональная деятельность представляли собой единое целое. Он постоянно собирал различные высказывания относительно искусства построения зданий и афоризмы об искусстве построения жизни. Он полностью посвятил себя архитектуре, в которой видел единение многих видов искусства

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную