ГЕОРГИЕВСКИЙ СТИЛЬ

ГЕОРГИЕВСКИЙ СТИЛЬ (Georgian style), различ ные стили в архитектуре, дизайне по интерьеру и декоративном искусстве Британии во время правления первых четырех представителей Ганноверского дома, от вступления на престол Георга I в 1714 году и до смерти Георга IV в 1830 году. В течение этого периода существовала такая разносторонность и неустойчивость в художественном стиле, что, возможно, точнее всего следует говорить о “Георгиевских стилях”. Во время первых 50 лет правления Ганноверской династии та же либеральная аристократия, которая управляла правительством, также диктовала и художественную мысль. Великолепные архитектурные достижения сэра Христофора Врена и его последователей во время правления трех предшествующих монархов из династии Стюартов, были исполнены в экстравагантном и монументальном стиле континентальной Европы — барокко, который либеральные аристократы в конце концов осудили как сомнительный вкус. Таким образом, новая генерация архитекторов, теоретиков и богатых любителей намеревалась провести в архитектуре реформы в соответствии с классическими принципами итальянского архитектора Андреа Палладио.

Второй по важности Георгиевский архитектурный стиль, неоклассицизм, вошел в моду около середи ны 18 столетия. Образца ми для архитектуры этого периода не были больше здания итальянского ренессанса, но постройки классической Греции и Рима. Строгое использование неоклассицизмом дорических и ионических архитектурных элементов все более определяло английскую архитектуру в конце 18 столетия. К концу столетия и во время правления короля Георга IV, множество других стилей построения и дизайна по интерьеру стали популярными, главным среди них являлось готическое Возрождение и стиль регентства. Дополнительно к архитектуре и дизайну по интерьеру, Георгиевская эра увидела большие достижения в декоративном искусстве. Технические, а также эстетические продвижения были сделаны в изготовке гончарных изделий Иоси ем Веджвудом и Иосием Споудом. Пол де Ламери, работавший первоначально в стиле рококо, был выдающимся среди английских мастеров по серебру от начала до середины 18 столетия, после чего неоклассические разработки Адамова семейства определяли это ремесло. Дизайн мебели охватил целый ряд отличительных и запоминающихся стилей, от изделий, имеющих сложные кривые элементы Томаса Чиппендейла (середина 18 столетия), до классического влияния семьи Адама, то есть до прямых, простых работ Георга Хепплу айта и Томаса Шератона. Также во время Георгиевской эры обои вытеснили обшивку деревянными панелями, как более предпочтительный метод для покрытия внутренних стен. Георгиевская эра особенно запомнилась зенитом ди зайнерства домов в Британии. Ее наследием могут послужить целые городские кварталы однород ных, симметричных городских домов в Лондоне, с их фасадами, украшен ными классическими пилястрами, фронтонными дверьми и окнами, и изящными лепными украшениями. Интерьеры этих домов имеют гармоничные пропорции, они раскрашены в спокойные цвета, со штукатурными украшениями, происходящими от римского стиля, и мебелью от Чиппендейла и Шератона — того, что когдато составляло элегантный антураж для картин Рейнольдса и Гейнсборо, которые украшали стены этих домов.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную