ГОНТОВЫЙ СТИЛЬ

ГОНТОВЫЙ СТИЛЬ (Shingle style), сугубо американский архитектурный стиль, популярный в период с 1879 по 1890 год, в котором все здание целиком покрывалось дранкой. В период, когда в архитек-турном проектировании превалировало возрождение исторических стилей, гонтовый стиль отошел от ученого эклектизма, а значит помог установлению того духа функционализма, который полностью развился в начале 20 века. Гонтовый стиль в большой степени вырос из предшествовавших ему стиля королевы Анны и “стик-стайла”, (в переводе с английского stick — “трость, прут”) и был стимулирован возрождением интереса к колониальной американской архитектуре 17 века. Здания этого стиля все были частными домами и особняками, поскольку ни одно крупное промышленное или коммерческое здание не могло на практике быть построенным целиком из дерева. Гонтовый СТРШЬ, как и “стик-стайл”, его предшественник, ха-рактеризовался свободно перетекающей, открытой планировкой и частыми взаимопроникновениями между пространством инте-рьера и экстерьера. Открытые веранды и неровная линия крыши вносят свою лепту в общий эффект колоритности или “деревенскости”. Неравномерное возвышение здания выражает чувство открытости. Крупным теоретиком стиля был Джон К. Стивенс (1855—1940), автор монографии “Образцы американской отечественной архитектуры” (1889). Среди примечательных ар-хитекторов, работавших в гонтовом стиле, были Уильям Ральф Эмерсон, Г. Ричардсон и Брюс Прайс. Прайсовская версия гонтового стиля, лучше всего представленная в его домах в Тукседо-Парк, штат Нью-Йорк (1885), оказала влияние на раннее творчество Фрэнка Ллойда Райта.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную