ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО (Gothic art), художественный стиль живописи, скульптуры, архитектуры и музыки; принадлежит ко второй из двух великих мировых эпох, процветавших в западной и центральной Европе в средние века. Готика трансформировалась из романского стиля и развивалась с середины 12 вплоть до конца 16 века в некоторых сферах. Сам термин был придуман итальянскими писателями периода Ренессан са, присудившим лавры изобретателя средневекового архитектурного стиля (который по их мнению страдал неклассическим уродством) варварским племенам готов, разрушившим Римскую империю и ее классическую культуру в 5 веке н. э. Термин сохранял свой уничижительный оттенок вплоть до 19 века, во время которого происходила критическая переоценка готического архитектурного стиля. Несмотря на давнее осознание современными учеными того факта, что готический стиль не имеет ничего общего с племенами готов, термин “готика” остается одним из стандартных в курсе изучения истории искусства. Архитектура была одной из наиболее важных и оригинальных художественных форм готического периода. Основные конструкционные характеристики готической архитектуры вырастают из попыток средневековых каменщиков разрешить проблему удержания тяжелых каменных потолочных сводов на широких опорах. Проблема состояла в том, что традиционные, изогнутые в виде бочонка, своды каменной работы и их перекрытия оказывали колоссальное давление по нисходящей линии и наис косок наружу. В результате, большой груз давил на стены сверху, в то время как свод раздвигал их, таким образом разрушая всю постройку. Вертикальные вспомогательные колонны необходимо было строить чрезвычайно толстыми и массивными, чтобы компенсировать центробежное давление, оказываемое крестовым сводом. Средневековые каменщики разрешили эту нелегкую проблему около 1120 года, внеся несколько блестящих конструкционных изменений. Первое и наиболее выдающееся — использование ребристого свода, в котором арочные пересекающиеся балки из камня поддерживали сводчатый потолок, сделанный из простых тонких каменных панелей. Это сильно снижало давление (ас ним и центробежную силу), оказываемое потолочным сводом. Поскольку вся тяжесть свода давила теперь на изолированные точки (ребра), а не на длинный край стены, отдельные широко расставленные пилястры, необходимые для того чтобы поддерживать балки, заменили собой длинные толстые стены. Круглые арки сводчатого потолка были заменены остроконечными (готическими) арками, которые распределяли давление от крайней верхней точки конструкции в нисходящем направлении. Теперь, когда комбинация балок и пилястров освобождала промежуточные вертикальные стены от своих несущих функций, они могли конструироваться более тонкими или даже разомкнутыми, с большими окнами и другими украшениями. Главный смысл был в том, что центробежное давление ребристого свода переноси лось на внешние стены нефа, сначала на присоединенный внешний контрфорс, а затем на отдельно стоящий пилястр посредством полуарки, известной как летящий контрфорс. Летящий контрфорс подпирал верх внешней стороны нефа (таким образом противодействуя центробежному давлению свода), пересекал нижний проход нефа и упирался в отдельно стоящий опорный пилястр, который полностью поглощал остаточное давление потолочного свода.

Эти элементы позволили каменщикам готического периода строить гораздо более крупные и высокие здания по сравнению со своими предшественниками — приверженцами романского стиля, и снабжать свои структуры более изощренной внутренней планировкой. Умелое использование летящих контрфорсов сделало возможным постройку особенно высоких зданий с тонкими стенами, чья внутренняя конструкционная система колоннад из пилястров и балок усиливала впечатление захватывающей высоты. Могут быть выделены следующие последовательные фазы развития готической архитектуры: ранняя, высокая и поздняя готика соответ ственно. Ранняя готика. Данная фаза развития готической архитектуры берет свое начало от зарож дения готического художественного стиля в 1120 — 1150 годах и длится при мерно до 1200 года. Сочетание всех вышеперечисленных элементов в виде отчетливого стиля впервые произошло в Ильде Франс (область под Парижем), где состоятельное городское население было достаточно богато, чтобы позволить себе строительство больших соборов, вобравших в себя готический стиль. Наиболее ранним памятником готической архитектуры, дошедшим до наших дней, является аббатство СентДени в Париже, строительство которого началось около 1140 года. Другие здания подобного стиля с такими же сводами и рядами окон по периметру, — это НотрДам де Пари (начато 1163) и Ла онский собор (заложен в 1165). К тому времени стало модным обходиться с внутренними пилястрами и ребрами, как если бы любое из них было составлено из множества других более тонких параллельных членов. В интерьере собора использовался ряд из четырех горизонтальных уровней или этажей, начиная со сводчатой галереи на уровне земли, над которой располагались одна или две галереи (кафедра и трифорий), над которыми в свою очередь строился последний верхний, забранный окнами уровень, именуемый кле ристорием. Колонны и арки, используемые для поддержания этих всевозможных возвышений, дополняли строгую и могучую, повторяющуюся геометрию интерьера. Также широко применялась оконная ажурная работа (декоративный орнамент, подразделяющий на две части перспективу окон), вкупе с затемненными (цветными) стеклами на окнах. Типичный французский собор, выстроенный в готическом стиле, заканчивался на своем восточном окончании полукруглой формой, именуемой апсида. Западное окончание собора было, как правило, более выразительным в виде широкого фасада, сочленен ным с многочисленными окнами и остроконечными арками, массивными пролетами, увенчанными двумя большими башнями. Длинные боковые стороны собора представляли собой утяжеленный и замыслова j тый ряд пилястров и летящих контрфорсов. Базисная форма готической архитектуры постепенно распространилась по всей Ев ропе: Германии, Италии, Англии, Испании и Португалии. В Англии ранняя фаза развития готики (представленная собором Салисбери) имеет свои особенности и известна под названием раннего английского готического стиля (1200^1300). Первым сформировавшимся примером данного архитектурного стиля были неф и клирос собора Линкольна (основан в 1192). Английские церкви ранней готики в некоторой степени отличались от своих французских двойников. Они имели более толстые, массивные стены, которые не сильно изменились со времен романских пропорций, и подчеркнутое, повторяющееся литье по краям внутренних арок; отличались умерен ным использованием высоких, стройных, остроконечных ланцетных окон; и пилястрами нефа, состоящих из центральной колонны из слегка подкрашенного камня, окруженной стройными присоединенными колоннами, сделанными из черного пур бекского мрамора. Ранние английские церкви имеют несколько стилистических черт, характерных для всей английской готики: большая протяженность и отсутствие стремления к высоте зданий; практически равный акцент на горизонтальные и вертикальные линии в поясках и возвышениях интерьера; скорее квадратное окончание восточного края здания, чем полукруглое; скудное использование летящих контрфорсов; и частичная асимметричная концепция планировки церквей. Другие выдающиеся примеры раннего английского стиля: неф и западная сторона собора Веллс (1180 — 1245) и хоры и поперечный неф собора Рочестер. Высокая готика. Вторая фаза готической архитектуры началась вместе с подразделением стиля, известного как райо нант (1200—1280) на континенте и как стиль декорированной готики (1300 — 1375) в Англии. Этот стиль характеризовался применением особенно детально разработанных геометрических украшений к конструкционным формам, которые установились в предыдущем веке. Во время периода процветания стиля районант произошли значительные изменения в готической архитектуре. Вплоть до 1250 года готические архитекторы, особенно во Франции, концентрировались на гармоничном распределении массы каменной кладки при решении технических проблем, которые возникали при строительстве зданий большой высоты; однако позднее они стали более озабоченны созданием богатого визуального эффекта посредством декорации. Декорация принимала формы бельведеров (прямо стоящие конструкции, часто в форме шпилей, кото рые венчали пилястры, контрфорсы и другие внешние элементы), литье и особенно оконную ажурную работу. Наиболее характерным и прекрасным достижением стиля районант были большие круглые окнарозы, украшающие фасады больших французских соборов; в основном лучеобразная ажурная работа обусловила выделение районанта в отдельный стиль. Другие типичные черты архитектуры периода стиля районант — утончение верхних поддерживающих конструкций, расширение окон и сочетания галереи три фориума и клерестория, до тех пор пока стены не становятся неразличимыми картинами ажурных узоров, маллионы (вертикальные решетки ажурной работы, разделяющие окна на секции) и стекла. Затемненное стекло (ранее сильно расцвеченное) стало светлее, чтобы увеличить видимость ажурных силуэтов и пропускать больше света в помещение. Наиболее примечательные примеры стиля районант: соборы Реймса, Амьена, Буржа, Шартра и Бове. Параллельный стиль декорированной готики начал свое существование в Англии с распространением использования тщательно сделанных ажурных узоров на окнах. Небольшие утонченные, остроконечные ланцетные окна раннего английского стиля были заменены более широкими и высокими, разделенными посредством маллионов на от двух до восьми ярко раскрашенных основных частей, каждая из которых впоследствии тоже разделялась ажурными узорами. По началу ажурные узоры были основаны на орнаменте в виде трех и четырех л истн и ка, дуги и круга, которые сочетались таким образом, чтобы образовывать сетчатую структуру. Позднее они основывались на синусе или Sобразной кривой, которая образует струящиеся формы в виде пламени. Некоторые из на иболее выдающихся памятников стиля декорированной готики: фрагменты монастыря (1245 — 1269) Вестминстерского аббатства, восточная оконечность или “Хор Ангелов” собора Линкольна (основан в 1256), а также неф и западная сторона Йоркского кафедрального собора (1260 — 1320). Поздняя готика.. Во Франции около 1280 года стиль районант эволюционировал в свою более декоративную фазу — стиль “пламенеющий”, который развивался вплоть до 1500 года. В Англии же стиль, известный под названием перпендикулярный стиль, процветал с 1375 по 1500 год. Наиболее яркая черта готического стиля “пламенеющий” — преобладание в каменном оконном ажуре пламенеподобной Sобразной кривой. В стиле “пламенеющий” место на стенах было сведено до минимума, оставляя только поддерживающие вертикальные колонны, давая волю бесконечному многообразию стекла и ажура. Конструкционная идея была затуманена интенсивным покрытием внешнего интерьера здания ажурными узорами, которые часто покрывали как перекрытия, так и окна. Изобилие бельведеров, фронтонов и других декоративных деталей, таких, как дополнительные ребра в сводах для формирования узоров в виде звезды, усиливали создаваемый эффект. К концу позднего готического периода большое внимание уделялось нецерковным постройкам. Таким образом, многие черты “пламенеющего” стиля могут быть замечены в особенностях конструкций многих ратуш, залов собраний гильдий и даже резиденций. Только лишь несколько церквей было построено полностью в “пламенеющем” стиле, прекрасными примерами являются: НотрДам д’Эпин возле Шалон сюр Марна и СенМаклу в Руане. Другие примечательные памятники архитектуры, выстроенные в данном стиле, — Башня Турде Бёр руанского собора НотрДам и северный шпиль Шартрского собора. “Пламенеющая” готика, которая в итоге стала слишком орнаментированной, утонченной и усложненной, уступила во Франции формам Ренессанса в 16 веке. В Англии же перпендикулярный готический стиль характеризовался преобладанием вертикальных линий в каменных ажурных узорах окон, расширением окон до огромных размеров и превращением внутренних уровней в единый, слитный вертикальный свод. Типичные готические остроконечные своды были заменены веерными перекрытиями (пучки подобных на ажурные узоры балок в виде веера, вырастающие из стройных колонн или выпуклого подвесного орнамента в центре потолка). Среди наиболее прекрасных примеров перпендикулярной готики: Глоукестерский собор (14—15 века) и капелла Королевского колледжа, Кембридж (1446 —1515). Скульптура. Развитие готической скульптуры было крепко привязано к развитию архитектуры, поскольку она в основном использовалась для украшения экстерьера соборов и других религиозных сооружений Ранняя готическая скульптура состояла из каменных фигур святых и Святой Семьи, которыми украшали дверные проемы или порталы соборов во Франции и в других странах. Например, скульптурная работа собора в Шартре (1145 — 1155) не намного отличается от произведений романских предшественников своими сдержанными, простыми, продолговатыми и жреческими формами. Однако в период конца 12 — начала 13 века скульптура стала более свободной по форме и естественной — тенденции, которые особенно ярко проявляются в убранстве собора в Реймсе (1240). Фигуры на соборе, сохра няя достоинство и монументальность, характерные работам предшественников, в то же время обладают индивидуальными чер тами лиц и фигур, так же как и полностью выделанными развевающимися одеждами, естественными позами и жестами. Их осанка свидетельствует о том, что создателям бы ли известны лучшие римские образцы скульптуры античности. Позднее каменщики раннего периода готики стали чаще применять данные формы в виде растений, это видно по реалистично выгравированным пучкам листьев, которые украшают основания колонн. Монументальная скульптура стала играть важную роль в периоды высокого и позднего готических периодов и в больших количествах помещалась на фасадах соборов, часто в своих собственных нишах. В 14 веке готическая скульптура стала более утонченной и элегантной и приобрела манерную изысканность в своей ак куратной и жеманной манере. В 14 веке элегантность и в чемто искусственная красота этого стиля была широко распространена в Европе в скульптуре, живописи и украшениях рукописей и стала известна как мировой готический стиль. В то же время наблюдалась обратная тенденция к усилению реализма, как видно из французских надгробных скульптур и из страстных и драматичных работ известного скульптора поздней готики Клауса Слютера. В Италии, в 14 — начале 15 века, готическая скульптура эволюционировала в более классический и совершенный (с технической точки зрения) стиль Ренессанса, однако сохранялась еще некоторое время в северной Европе. Живопись. Готическая живопись следовала тем же закономерностям развития, что и скульптура; от сдержан ных, простых и жреческих форм к более свободным и естественным. Ее использование приобрело широкий размах только в нача ле 14 века, когда она стала применяться при украшении орнаментальной панели позади алтаря. Такие картины, как правило, изображали сцены и героев из Нового Завета, в частности искушение Христа и непорочную Марию. Живопись этого направления характеризуется перетекающими, вьющимися линиями, мелкими деталями и утонченными декорациями, с золотом, используемым для прорисовки заднего плана. По прошествии определенного количества времени компози ции постепенно усложнились и мастера стали искать возможности для передачи пространственной глубины своих картин. Этот поиск окончательно привел к формированию мастерства передачи пер спективы в ранние годы итальянского Ренессанса.

В более поздней готической живописи 14 — 15 веков появляются также произведения со светскими сюжетами, такими, как охотничьи сцены, тема рыцарства и исторические события. И религиозные и светские сюжеты изображаются в украшениях манускриптов — картинном орнаменте рукописных книг. В готический период они являлись основной формой художественного творчества и в 14 веке во Франции достигли пика своего расцвета. Наиболее известные из всех украшений манускриптов, красно речивые примеры творчества периода мирового готического стиля — календарные иллюстрации братьев Лимбург в “Великолепный часослов герцога Берий ского” (1416), которые ра ботали при дворе Жана Французского, герцога де Берри. Во второй половине 15 века украшения манускриптов стали сопровождаться печатными иллюстрациями. В 14 — начале 15 века в Италии настенная живопись и панно постепенно эволюционировали в стиль Ренессанс, однако все еще сохранялось большинство готических характеристик в Германии, Фландрии и в других странах северной Европы вплоть до конца 15 начала 16 века.
















АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную