ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ (urban planning), программы, проводимые в большинстве промышленно развитых стран мира, для достижения определенных социальных и экономических целей, в особенности для улучшения окружающей среды в городах, где проживает все время увеличивающаяся часть населения мира. Свидетельства градостроительного проектирования — упорядоченное планирование улиц; разделение города на специализированные, функциональные районы, или кварталы; фортификационные сооружения; трубопроводы для подачи воды и отвода сточных вод — встречаются в руинах древних городов Китая, Индии, Египта, Малой Азии, Средиземно морского региона, Южной и Центральной Америки.

Во времена Ренессанса европейские градостроители сознательно планировали удобные для движения улицы и укрепления для отражения нападений на город. При строительстве радиальных бульваров Парижа во внимание принимались как военные, так и эстетические соображения. Концепции планирования европейского Ренессанса заимствовались Новым Светом. Уильям Пенн разработал сетчатый проект — разбивку улиц и участков земли, быстро приспосабливаемых к изменениям в землепользовании который преобладал в американском градостроительстве в период колонизации Запада. Разбивка земель на участки по этому проекту не препятствует дальнейшему расширению городов, но земли при этом используются неэффективно, и это создает транспортные проблемы. Современное градостроительное проектирование и движение реконструкции городов стали реакцией на хаос и запущенность тру щоб, возникших во время промышленной революции века. Преобразование этих областей стало целью ранних городских проектировщиков, которые наложили регулирующие законы, установившие стандарты жилищного строительства, водопроводных и канализационных систем, снабжения сточных систем и здравоохранения. Проектировщики городов вклю чили парки и детские игровые площадки в перенаселенные окрестности города, обеспечив их местами для отдыха и визуаль ной разгрузки. Основной концепцией нового градостроительного проектирования в начале 20 века стало районирование — регулирование строительной деятельности с учетом ограничений по высоте и плотности застройки, а также по защите ранее застроенных кварталов города. Это стало ответом на беспорядочный рост промышленных городов, где заводы вторглись в жилые кварталы и где небоскребы стали заслонять солнечный свет небольшим зданиям. С развитием общественного транспорта начали расширяться территории, занимаемые городом. Рабочие теперь могли жить вдали от своих рабочих мест, приезжая на работу автобусом, метро или автомобилем. Растущий и переполненный крупный город, особенно его центр и промышленные районы, нуждались в хорошо про думанной системе коммуникаций. В середине проектировании произошли некоторые изменения. Проектировщики осознали необходимость комплексного подхода к градостроительству, поэтому с решения определенных проблем их внимание было перенесено на усовершенствование всей городской обстановки. Целью нового движения стала идеальная окружающая среда города, которая предоставила бы максимум удобств его обитате лям. Другим аспектом градостроительного проектирования является строительство новых экспериментальных больших и малых городов. В Великобритании, Индии, Израиле и Южной Америке несколько новых городов было построено целиком и полностью по заранее разработанным планам.

Градостроительное проектирование стало важным фактором в Европе после второй мировой войны, когда городские проектировщики руководили восстановлением разрушенных войной областей.



















АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную