ГРОБНИЦА

ГРОБНИЦА (tomb), в строгом смысле слова дом или жилище для мертвого; термин применяется широко ко всем видам могил, погребальных монументов и мемориалов.

Во многих примитивных культурах мертвых хоронили в их собственных домах, и форма гробниц могла выработаться из этой практики, как воспроизведение в долговечных материалах типов первобытных домов. Таким образом, доисторические погребальные курганы обычно насыпались над круглой хижиной, куда помещалось теловместе с орудиями и другим личным имуществом для использования в следующей жизни. С более развитой технологией ранних цивилизаций появи лись кирпичные и каменные гробницы, часто больших размеров, но все еще сохраняющие примитивные формы дома. Они были временами куполообразны, а временами прямоугольны, в зависимости от того, какая форма использовалась в быту, когда гробни цы начинали строиться. Считаясь домами, такие гробницы часто роскошно снабжались одеждой, утварью и мебелью, так что они являются важными источниками знаний о культурах, их построивших.

В самые ранние времена усопшие царские особы обеспечивались не только всеми необходимыми предметами, но также и реальными слугами, которыеумерщвлялись во время погребения, чтобы они могли продолжать служить своему господину. Типичной является гробница царицы Ура — ШубАд (период ранних династий в Месопотамии, около 2900—2334 до н. э.), которая содержала тела более 60 служителей. Более обычным, однако, стало подменять людей статуями или рисованными изображениями. Такой была практика большинства египетских гробниц; и с помощью таких живописных картин и статуэток, особенно в гробницах Древнего и Среднего царства, можно получить яркое представление о каждой фазе жизни египтян.

Во многих культурах и цивилизациях гробница была вытеснена или существовала наряду с памятниками покойному; иногда, как в Древней Греции, трупы сжигались, а пепел помещался в погребальные урны. В средневековой христианской философии гробница считалась земным прототипом и символом небесного дома. Эта идея появилась в римских катакомбах, стены которых были украшены сценами, изображавшими воскресших в раю. Иногда церковное строение само по себе функционировало как гробница (например, Айя София в Стамбуле была гробницей Юстиниана).

На протяжении средних веков обычным стало хоронить людей в церквах, монастырях и часовнях с изображением покойного на резных или рисованных дощечках или в виде “ги зантов” (возлежащих скульптурных фигур в размер человека, обычно покоящихся на спине), помещенных над телом. Покойные представлялись не как мертвые тела, а как души, живущие на небесах, с руками, сжатыми вместе в благоговении, и с символами их спасения рядом с ними. В 15 веке обычной христианской практикой стало изображение фигур покойных уже как мертвых (обычно в гробу либо на похоронных носилках). Это предзнаменовало собой общее возрождение греческой практики возведения погребальных монументов, а не гробниц, в 16 веке. Со времени Ренессанса идея гробницы как дома отмерла на Западе, за исключением слабого напоминания, мавзолеев, порою сооружаемых над могилами или служащих в качестве погребальных склепов на современных кладбищах















АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную