ГРОПИУС, ВАЛЬТЕР (АДОЛЬФ)

ГРОПИУС, ВАЛЬТЕР (АДОЛЬФ) (Gropius, Walter [Adolph]) (родился 18.05.1883, Берлин, Германия — умер 05.07.1969, Бостон, штат Массачусетс, США), немецкий архитектор и просветитель, который как директор Баухауза (1919 — 1928) оказал значительное влияние на развитие современной архитектуры. Его работы, многие из которых были осуществлены совместно с другими архитекторами, включали учебное здание и корпуса факультетов Баухауза (1925—1926),

Центр выпускников Гарвардского университета и посольство США в Афинах. Юность и начало обучения. Гропиус, сын архитектора, изучал архитектуру в технических институтах в Мюнхене (1903 — 1904) и в Берлин Шарлоттенбурге (1905 — 1907). Недолгое время работал в архитектурной конторе в Берлине (1904) и служил в армии (1904 — 1905). Перед окончанием образования построил свои первые здания — коттеджи сельскохозяйственных работников в Померании (1906). В течение года путешествовал по Италии, Испании, Англии и в 1907 году стал работать в конторе архитектора Петера Беренса в Берлине. Гропиус признал, что его работа с Беренсом и проблемы с дизайном, которые ему пришлось решать для проекта одной немец кой электрической компании, сделали многое для формирования его неизменного интереса к прогрессивной архитектуре и связям различных видов искусства. С 1910 года, когда он ушел от Беренса, по 1914 год Гропиус проявлял большой талант в организации своих идеи в искусстве. В 1911 году он стал членом лиги “Дой чер Веркбунд”, которая была основана в 1907 году, чтобы привлечь внимание творческих дизайнеров к машинному производству. Гропиус был сторонником строительной техники, подразумевавшей сборку элементов строения непосредственно на строительной площадке. Однако он признавал неизбежность механизации архитектурного дела и, как следствие, наложение некоторых ограничений на творческий процесс. Он считал, что все зависело от художественного образования ди зайнера и его способности “вдохнуть душу в мертвый машинный продукт”. Гропиус был противником подражания, снобизма и догм в искусстве и предупреждал об угрозе упрощений — в этом случае он имел в виду, что назначение объекта не должно определять его внешним вид. Возрастающее интеллектуальное лидерство Гропиуса было дополнено его проектами двух значимых зданий — оба были созданы вместе с Адольфом Мейером: фабрика “Фагус” (1911) и инженерная контора и заводские помещения в Кельне (1914), представленные на выставке Вальтер Гропиус

Здание “Баухаус” в Дессау, 1925 "Дойчер Веркбунд”. Проект фабрики “Фагус” более смелый, чемлюбая из работ Беренса, отличается большим количеством стеклянных плоскостей стен, разделенных видимыми стальными креплениями. Здания в Кельне были более формальными, как считают некоторые, изза влияния американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта. Оба эти здания свидетельствуют о дизайнерской зрелости Гропиуса, наступившей еще до начала первой мировой войны. Во время войны Гропиус служил кавалерийским офицером на Западном фронте, был ранен и награжден Железным крестом за храбрость. В 1915 году женился на вдове Альме (Шиндлер) Малер, с которой он познакомился в 1910 году, когда она еще была замужем за австрийским композитором Густавом Малером. Их брак, заключенный во время войны и представлявший собой по большей части лишь кратковременные свидания во время отпусков Гропиуса с фронта, был осложнен романом Альмы с немецким писателем Францем Верфелем; они с Гропиусом развелись в 1919 году. Их единственный ребенок, дочь Альма Манон, умерла в 1935 году. Период Баухауз. Еще не кончилась война, а город Веймар обратился к Гропиусу для того, чтобы ознакомиться с его идеями по художественному образованию. В апреле 1919 года Гропиус стал директором школы искусства и ремесел Великого герцогства Саксонского, Академии искусств Великого герцогства Саксонского и Художественной школы Великого герцогства Саксонского, которые сразу же были объединены в “Государственный Баухауз” в Веймаре. Согласие Гропиуса на вступление в эту должность было самым решительным шагом в его карьере. С его практическим подходом к искусству, политике и управлению Гропиус преуспел в создании нового жизненного подхода к преподава нию дизайна, ставшего международным образцом и в конечном счете при шедшим на смену подходу французской школы изящных искусств, господствовавшему в мире около 200 лет. Основным постулатом преподавания Гропиуса в этот период было требование, чтобы архитектор и дизайнер прошли практическое обучение ремеслу, чтобы ознакомиться с материалами и процессами. Хотя программа была общеобразовательная, ограничения в бюджете давали возможность открыть только несколько ремесленных мастерских.

В Веймаре не было формального обучения архитектуре. Несмотря на уже существовавший принцип соединения искусства и промышленности, большее внимание уделялось ремесленному производству, как, например, керамике, ткачеству и дизайну витражей. Многие известные художники и скульпторы преподавали у Гропиуса, среди них Пауль Клее, Лионел Файнингер, Василий Кандинский, Герхард Маркс, а позже Ласло Мохой Надь и Джозеф Алберс — все вместе составлявшие удивительный коллектив мастеров.

При этом не казалось неуместным, что художники преподавали прикладной дизайн. Как введение в основные принципы дизайна шведским скульптором и художником Иоганном Иттеном был разработан вводный курс, причем этот курс стал самым часто встречающимся предметом в учебном расписании Баухауза. Студенты разрабатывали двух и трехмерные модели с использова нием различных простых материалов, таких, как проволока, дерево и бумага. Изучались также психологические эффекты формы, цвета и текстуры. Хотя объяснения Иттена и были профессиональны, все же именно благодаря собственному упорству Гропиуса этот образовательный эксперимент дал результаты. Историки много спорят о характере ранних лет Баухауз. Конечно, в 1919—1922 годах студентам Баухауз разрешали выражать субъективные чувства в своем творчестве; индивидуальность и экспрессионизм не были тогда редкостью. Довоенная позиция Гропиуса, что искусство должно сочетаться и выражать экономический характер и рациональный порядок современного общества, казалось, теперь была подчинена новому подходу — искусство находится выше утилитарных подходов. Обратное движение имело место в 1922 году — с уходом Иттена вернулся более рациональный и объективный подход. Индивидуально сделанные продукты рассматривались как прототипы машинного производства, а некоторые проекты разрабатывались в коммерческих целях. Их отчетливые геометрические формы, ровные поверхности, правильные контуры, базовые цвета и современные материалы — все это в глазах многих выражало отсутствие индивидуальности в искусстве. Эта стадия явилась последней в работе Баухауз, которая повсеместно считалась в целом характеризующей художественную концепцию Баухауз, хотя сам Гропиус отказывался использовать слово “концепция”. Гропиус рассматривал архитектуру и дизайн как вечно меняющиеся вещи, которые всегда должны относиться к современному миру. Он говорил об обязанности архитектора охватывать всю видимую среду и сам проектировал мебель, железнодорожные вагоны и автомобили. Он подчеркивал важность планировки зданий и городов, необходимость знания социологии и привлечения к работе команд специалистов. В 1925 году Баухауз переехал в Дессау, где были лучшие финансовые возможности и во избежание нарастающего антагонизма со стороны консервативного общества Веймара. В Дессау Гропиус разработал проект здания своей школы (1925—1926). Это здание является значимым образцом современной архитектуры и самым известным творением Гропиуса. Его динамическая композиция, асимметричная планировка, ровные белые стены с горизонтальными окнами и плоская крыша — черты, которые ассоциируются с так называемым интернациональным стилем 1920 годов. Гропиус ушел в отставку с поста директора Баухауз в 1928 году, чтобы вернуться к частной архитектурной практике в Берлине.

В течение 1929—1930 годов разрабатывал проекты жилых зданий в Берлине Зименсштадте. Правильные фасады огромной длины с четкой ориентацией предоставляют отличное решение проблемы “проклятия униформы”, значение которой сам Гропиус умалял в последние годы. Годы в Гарварде. Гропиус не симпатизировал нацистам, поэтому он и его вторая жена Иза Франк, на которой он женился в 1923 году, тайно покину , ли Германию через Италию и бежали в Англию в 1934 году. Правительство Гитлера закрыло Баухауз в 1933 году. Недолгое пребывание Гропиуса в Англии было отмечено сотрудничеством с архитектором Максвеллом Фраем, что привело к созданию проекта здания Виллиджколледжа в Им пингтоне, Кембриджшир (1936). В феврале 1937 года Гропиус прибыл в Кембридж, штат Массачусетс, чтобы стать профессором архитектуры в Гарвардском университете. В следующем году его назначили деканом факультета, эту должность он занимал вплоть до ухода на пенсию в 1952 году. Получил гражданство США в 1944 году. В Гарварде он ввел в курс дисциплин философию дизайна Баухауз, хотя и не сумел внедрить работу в рабочих мастерских. Также не удалась ему попытка отменить курс истории архитектуры. Однако его борьба за современные подходы к дизайну пользовалась популярностью среди студентов. Его нововведения в Гарварде вскоре повлекли за собой подобные образовательные реформы и в других архитектурных учебных заведениях США и явились началом конца американской подражательной архитектуры. Помимо преподавания Гропиус сотрудничал с Марсе лом Бройером, бывшим студентом Баухауз, а позже, с 1937 по 1940 год, его коллегипреподавателя. Среди их совместных проектов был собственный дом Гропиуса в Линкольне, штат Массачусетс, который при использовании окрашенного в белый цвет дерева являл собой образец нового английского традиционализма в современных условиях. Этот дом и другие проекты, созданные ими, были противоречивы, но архитекторы дожили до времени признания их идей.

В 1942 году Гропиус во зобновил интерес к промышленным подходам в архитектуре, когда он стал вицепрезидентом “Дженерал Пэнел корпорейшн”, компании, которая производила сборные жилые корпуса. С этого поста он ушел в отставку в 1952 году.

В 1946 году Гропиус в партнерстве со своими бывшими студентами из Гарварда учредил компанию “Акитектс Коллабора тив”, разместившуюся в Кембридже. Среди различных американских и заграничных заказов “Акитектс Коллаборатив” получила заказ на Центр выпускников Гарвардского университета (1949 — 1950) — группу зданий из общежитий и столовых. Дизайн этих зданий напоминает, но является не таким массивным, как здания Баухауз в Дессау. Другие проекты “Акитектс Коллаборатив” включали здание посольства США в Афинах (1960) и Багдадский университет (проект одобрен в 1960 году, строительство все еще продолжается). Гропиус оставался активным сотрудником “Акитектс Коллаборатив” до самой своей смерти, наступившей в возрасте 86 лет. В соответствии с его просьбой, которую он высказал еще в 1933 году, его похороны прошли не как траурная процессия, а представляли собой нечто вроде праздника — 70 его друзей в Кембридже пили шампанское в его честь в течение двух дней после смерти Гропиуса. Оценка. Карьера Гропиуса была по большей части оценена скорее в области его достижений как преподавателя и писателя, нежели архитектора. При разработке собственных проектов зданий он отказался от личных и субъективных аспектов в пользу нахождения интеллектуальных решений значимых и социальнозначимых проблем. Среди его наиболее важных идей была вера в то, что ко всем проектам — будь то проект стула, здания или города — нужно подходить одинаково: путем систематического изучения необходимости и проблем, принимая во внимание современные строительные материалы и технологии, без ссылки на предыдущие формы и стили. Его архитектурные строения не имеют того эстетического очарования, которое есть у Райта или Ле Корбюзье, но они отражают спокойный и прагматичный интерес, которым отмечена вся его жизнь. Всегда в беседах и критике, он напоминал своим ученикам о жизнеспособности индивидуальности и спонтанности самой жизни. Его привычка носить берет в сочетании с деловым костюмом символизировала, пожалуй, два мира, которые он хотел соединить в единое целое, преодолев “пропасть между твердым складом ума делового человека и технолога и воображением творческого худож ника”.












АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную