ХОРИГУТИ СУТЕМИ

ХОРИГУТИ СУТЕМИ (Horiguchi Sutemi) (родился 06.01.1895, префектура Гифу, Япония), один из первых японских архитекторов, с именами которых связывают введение в Японии современных европейских архитектурных форм. В 1920 году он закончил Токийский университет (получил степень доктора архитектуры в 1944). Созданный им зал машинного оборудования, сконструированный специально для Международной выставки в Токио в 1922 году, был назван среди важнейших работ представителей отступнического дви жения молодых архитекторов, которые выступили против традиционного формализма в Японии. Вскоре после этого Хори гути отправился на два года в Европу, где побывал у многих ведущих архитекторов Германии и Голландии того времени. По возвращении в Японию он написал книгу о современ ной голландской архитектуре. Европейское влияние весьма ощутимо в его ра ботах того времени, примером является метеорологическая станция на острове Осима. Хоригути стал известной личностью и пользовался огромным авторитетом при строительстве особняков; в течение следующей декады по его проектам были сконструированы и построены несколько великолепных домов: особняки Киккукава (1930), Окада (1934), На каниси (1936) и Вакаса (1939) . Среди его работ, созданных после второй мировой войны, были гостиница “Нассхокан” в Нагое и японский павильон в Квадриналле в СанПао ло, Бразилия. Кроме того, Хоригути написал несколько книг о японских чайных домах и особняках.

ХОРТА, ВИКТОР, БАРОН (Horta, Victor, Вагоп) (родился 06.01.1861, Гент — умер 08.09.1947, Брюссель), выдающийся архи тектор, представитель стиля модерн, которого наравне с Генри ван де Вельдом и Полем Ханкаром называют родоначальниками современной бельгийской архитектуры. Получив образование в Брюссельской академии художеств (1876—1881), Хорта стал учеником Альфонсо Бала, архитектора эпохи неоклассицизма. Его первой самостоятельной работой был отель Тассель в Брюсселе (1892 1893); это был один из первых примеров архитектурных сооружений в стиле континентальный модерн, хотя в нем присутствовали стилистические элементы новой готики и рококо. Важной отличительной чертой этого здания был восьмиугольный холл с лестницей, ведущей на различные уровни. Изогнутые линии, типичные для модерна, были использованы на фасаде и при оформлении интерьера. Другими примерами его богатого, элегантного стиля в Брюсселе были отели Сольвей (1895 — 1900) с пластиковой отделкой фасада и Винсингерс (1895 — 1896), а также его собственный дом на улице Америкейн (1898). Но его главным творением стал особняк “Мэзон дю пепль” в Брюсселе (1896—1899), где впервые для отделки фасада применялись железо и стекло. В его залах используются железные кровельные балки и в соответствии с конструкцией, и как украшение. После 1900 года Хорта внес некоторые упрощения в свой стиль, украшения более продуманно, ограничил количество металлических деталей. В 1912 году он стал директором академии и создал Дворец изящных искусств (1922 — 1928) в традициях простоты и строгости классического стиля. Последним значительным сооружением Хорты был центральный вокзал в Брюсселе, строительство которого началось еще до второй мировой войны.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную