ХРАМОВАЯ АРХИТЕКТУРА СЕВЕРНОЙ ИНДИИ

ХРАМОВАЯ АРХИТЕКТУРА СЕВЕРНОЙ ИНДИИ (North Indian temple architecture), стиль архитектуры, образцы которого встречаются повсеместно в Северной Индии вплоть до района Бихапур. Характеризуется специфической отличительной чертой — наличием надстройки, башенки, шпиля над основным зданием. Этот стиль зачастую связывают с типом храма “ньягара”, упомянутым в традиционных канонах архитектуры Индии, однако точное соответствие терминов этих канонов существующим па' мятникам архитектуры до сих пор не установлено. Типичный храм в Север ной Индии состоит из квадратной формы святилища, которое называют “гарбхагра” (“комнатаматка”), в котором находится основное изображение, символ божества, к которому ведут несколько соединенных залов с колоннами и портиками (их называют “мандапа”), эти залы соединяются со святилищем, открытым или закрытым вестибюлем “антарьяла”. Входная дверь в святилище, как правило, богато украшена изображениями речных богинь и различными орнаментами с изображениями цветов., тел и геометрических фигур. Вокруг святилища зачастую строят крытые внутренние галереи. Над основным святилищем воздвигается криволинейный шпиль (“шикара”); над дополнительными портиками холлами “мандапа” строят вспомогательные прямолинейные шпили, которые называются “ фьямсанья ”. Весь храм зачастую представляет собой стоящее на террасе строение со вспомогательными святилищамираками по углам. Если храм посвящен богу Шиве, то напротив центрального святилища воздвигается статуя быка Нанди, на котором он ездит. В случае посвящения храма богу Вишну у входа в храм ставятся священные подставки “дхвайяштамба”.

В центре каждой стены святилища квадратной формы имеется несколько сужающихся прямоугольных выступов, таким образом всему храму придается характерная крестообразная форма. На внешних стенах, как правило, изоб ражены фигуры мифических героев и полубогов, в то время как фигуры основных богов располагаются в специальных нишах в главных выступах здания. Интерьер храмовых зданий, в особенности кессонные потолки, которые поддерживают различного вида колонны, также богато украшен высеченными фигурами. Уцелевшие храмы, такие как, к примеру, храм с характерным эф фектным шпилем “шикара” в городе Деогар в штате Бихар, доказывают, что храмовая культура Северной Индии существовала уже в 6 веке. Полностью данный стиль архитектуры сформировался в 8 веке. Существует несколько незначительно различающихся разновидностей храмовой культуры Северной Индии (в штатах Орисса, Раджастьян и Гуярат). Архитектуру храмов Северной Индии, как правило, классифицируют по типам шпилей “шикара”: различают прямолинейный шпиль “фьямсанья” и криво линей ный “ латина”, у каждого из которых существует по две разновидности — “шекари" и “быо мидья”. Типичный пример храмовой культуры Северной Индии — изящный храм 8 века “Парашура мешвара” в городе Буба нешвар, штат Орисса, который в тот период времени считался одним из центров храмовой архитектуры. Начиная с 10 века вырабатывается более сложный архитектурный стиль “Ория”, который отличается большей высотой стен храмов и усложненной формой шпиля. Примером данного стиля в стадии его расцвета может служить храм “Лингарья” в городе Бубанешвар, который датируется 11 веком. Самым крупным и, пожалуй, самым известным храмом стиля “Ория” считается храм Солнца в городе Ко ньярак. Его центральное святилище сильно повреждено. Начиная с 10 века в Центральной Индии прослеживается четкая тенденция развития храмовой архитектуры от более простых форм к более сложным; в это время наиболее популярен тип надстройки “шекари”. Храмы этого региона отличаются более вычурным и богатым интерьером, чем храмы Ориссы. Полностью развившийся стиль Центральной Индии проявляется в храме “Кандьярья Махьядева” (датируется 11 веком) в городе Кхаюрьяхо. Несмотря на избыток скульптур на внешних стенах храм, он оставляет общее впечатление гармонии и строгой величественности, а огромное количество миниатюрных шпилей, исходящих их основного шпиля “шекари”, создают иллюзию, что все здание храма уносится ввысь.

В штате Гуярат найдены остатки множества храмов, однако большинство из них находятся в очень плохом состоянии. Лучше всего сохранился храм Солнца 11 века в Модере.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную