ИСЛАМСКОЕ ИСКУССТВО

ИСЛАМСКОЕ ИСКУССТВО (Islamic arts), литературные, исполнительские и изобразительные виды искусств многочисленных народов Ближнего Востока и других регионов, население которых исповедует ислам, начиная с 7 века. Исламское изобразительное искусство является декоративным, колоритным и, в случае религиозного искусства, абстрактным. Характерный вид исламской декорации называется «арабеской. Это орнамент или стиль, в котором используются мотивы с цветами, листвой или фруктами. Также используются животные и фигурные очертания или геометрические шаблоны для воспро изведения замысловатых узоров из переплетения угловатых или кривых линий. Такой орнамент используется как в архитектуре, так и для украшения предметов. Керамика, стекло, изделия из металла и дерева, ткани и иллюстрации рукописей играли важную роль в исламской культуре. Гончарные изделия играли самую главную роль в раннем исламском декоративном искусстве. Майолика является вели чайшим вкладом ислам ской культуры в керамику и представляет собой гончарные изделия, украшен ные нанесением металлических составов на глазуре вую поверхность. При обжиге металлическая пленка приобретает радужный блеск. Другими знаменитыми предметами периода халифатов (с 750 н. э. до середины 11 века) были бронзы, резные деревянные изделия, иракские лепные изделия и испанские резные изделия из слоновой кости. Во время сельджукского периода изделия из глины, стекла, а также ткани (с середины 11 до середины 13 века) попрежнему преобладали. Дополнительно монолитные изделия из меди и латуни инкрустировались серебром и бронзой. Сложные расписные узоры также стали занимать важное место и высоко ценились. Рисование миниатюр было самым великим и характерным иранским искусством в период после монгольского нашествия (1220—1260). В исламе письменности придается особый статус как средству божественного откровения Поэтому каллиграфия развивалась во многих направлениях по сложности и утонченности с использованием большого разнообразия изысканных стилей. Каллиграфическое искусство применялось не только в рукописях, но также присутствовало в качестве важной черты в архитектурных и других декорациях. Исламская архитектура наиболее ярко выражена в мечетях и других культовых сооружениях. Примером ранней исламской архитектуры служит Скалистый купол (691) в Иерусалиме и Великая мечеть (705) в Дамаске.

В них использованы также черты христианской архитектуры, например купола, арки с колоннами и мозаика, но имеются просторные внутренние дворы для общей молитвы. Культовая архитектура появилась в период халифатов со строительством небольших мечетей в Ираке и Египте. Мечети представляли собой здание с крышей, подпираемой колоннадой, имели квадратную или прямоугольную планировку. Путем добавления или удаления колонн можно было менять размеры зданий.

В Иране сельджукского и сафавидского периода планировка мечетей отличалась тем, что они состояли из четырех эйванов, или сводчатых галерей, которые были открытыми со стороны центрального внутреннего двора. Такие кирпичные мечети также содержали купола и украшенные выступы. Персидский архитектурный стиль распространился в Индии, его примером может служить Жемчужная мечеть (1653) и Тадж Махал (1645). Оттоманская архитектура сформировалась на основе исламской и византийской и представлена в Селимийской мечети (1545) в Эдирне, Турция. Она увенчана большим центральным куполом и малыми минаретами. Одним из наиболее ярких примеров исламской некультовой архитектуры является Альгамбра (13 — 14 века) в Гренаде, Испания. Исламская литература представлена четырьмя основными языками: арабским, персидским, турецким и урду. Арабский язык имеет огромное значение как язык откровений ислама и Корана, который мусульмане считают олипе творением литературного величия. Основными элементами арабской поэзии, заимствованными у ранних исламских образцов, являюте я монорим (стихотворение с окончанием всех строк на одну рифму) и сложные ритмы (короткие и длинные слоги располагаются в 16 основных ритмах).

В арабской поэзии насчитывается три основных поэтических жанра. Газель, которая чаще относится к лирической поэзии, пишется в 5—12 мо норимов. Касида содержит от 20 и более 100 монори мов и служит для выражения формальной и тщательно подготовленной похвалы. Персы использовали жанры, формы и правила арабской поэзии в своем языке, но развивали их. Персы также развили новый жанр под названием маснави, состоящий из серии рифмованных куплетов, которые персы использовали в эпической поэзии (эта форма не была известна арабам). Самым известным примером такого жанра служит “Книга царей”, написанная Фирдоуси (умер 1020). В свою очередь персидская литература оказала влияние на литературу урду и турецкую литературу, особенно на словарный состав и размер стихов. Турецкая литература также содержит богатое наследие народной поэзии. Типичной литературной формой исламской прозы является макама, в которой относительно простой сюжет излагается в детальной и сложной манере. В ней часто используются метафоры и игра слов. Наиболее известным произведением народной литературы является “Тысяча и одна ночь", включающая богатую коллекции сказок различных народов мусульманского мира. Исламская музыка одноголосна, лишена гармонии и характеризуется определенными системами ритма и мелодий, обильным украшением единственной мелодичной линии и виртуозной импровизацией. Ритмы и мелодии организованы в соответствии с определенными правилами или тональностью. Украшение мелодии достигается использованием микротонов, то есть тонов, которые расположены друг от друга на расстоянии нецелого числа полу ступеней, например тон в три четверти, и исиоль зованием как меньших, так и больших интерва лов. Исламскую музыку обычно исполняет неболь шой ансамбль, певец и группа музыкантов, которые чередуют сольное пение с инструментальным исполнением. Мелодия поддерживается певцом или музыкантом, а ритм ¦* обеспечивается ударными инструментами, в число которых входят барабаны, цимбалы и ударные палочки. В число духовых инструментов входит зурна (инструмент наподобие гобоя), различные флейты, длинная труба, рог и двухтрубные одноязычковые инструменты, напоми нающие кларнет. Тем ие менее, струнные инструменты пользуются наибольшим предпочтением. Самым известным является уд, или лютня, с корот кой шейкой и четырьмя или пятью струнами. Также используются инструменты трапециевидной формы: сайтур, по струнам которого ударяют двумя палочками, и щипковый инструмент канун. К другим струнным инструментам относятся: скрипка и изогнутые лютни, например каман, ка манджа и рубаб.



















АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную