КАМПАНИЛA

КАМПАНИЛA (campani1а), колокольня, возведенная рядом с храмом или включенная в его композипию; слово чаще используется в контексте итальянского зодчества. Самые ранние из кампанил, датируемые 7 — 10 веками, представляли собой отдельно стоящие круглые башни с рядом небольших проемов с закругленным верхом у самой крыши Характерные образцы этого типа находятся при базиликах СантАполлинаре Классе и СантАполлинаре Нуово в Равенне. Круглые кампанилы возводились и в более поздние периоды — наиболее изысканным их образцом является знаменитая “Падающая Башня” в Пизе (постройка начата в 1174), опоясанная многоярусными сводчатыми галереями. Начиная с 10 века большинство кампания стали возводить по квадратному плану, который, видимо, развился одновременно в Риме и Ломбардии. Кампанила этого типа обычно украшалась вертикальными выступами, или лизенами, а также рядами сводчатых карнизов, делящих башню на этажи. Крыша, особенно у ранних кампанил, как правило представляла собой сильно скошенную пирамиду и не была видна с земли. С незначительными вариациями этот романский тип кампанилы преобладал в средние века, примерами чему служат храмы СантаПрасседе (1080) и СантаМария в Трастевере (около 1140). Кампанилы в Ломбардии сходны с квадратным романским типом, однако элементы их конструкции, как правило, были более сложными и утонченными. Верхний этаж у них стал напоминать корону, венчающую всю композицию, с добавлением пирамидального или (реже) конического выступа. Это усиление акцента на вертикальности хорошо заметно у флорентийской кампанилы 14 века, возведенной по проекту Джотто, Тадцео Гадди и других, высота этажа с колокольной звонницей у которой превышает почти вдвое высоту других этажей. Возможности этой тенденции сполна реализовались главным образом в Венеции. Венецианские кампанилы представляли собой высокие, квадратные, стройные башни с открытыми звонницами наверху. Звонница, имевшая одиндва ряда галерей, часто делалась из камня, в то время как вся остальная башня — из кирпича. Над звонницей возвышался шпиль, иногда четырехгранный, как у знаменитой 99метровой кампанилы на площади святого Марка в Венеции (нижние этажи датируются 10 и 12 веками, звонница — 1510; здание перестроено заново после его обвала в 1902). Строительство кампанил этого позднего типа продолжалось и в эпоху Возрождения, однако изза предпочтения, отдаваемого зодчими этой эпохи другим формам (в частности, купольным сводам), они постепенно были преданы забвению. Лишь в начале 19 века благодаря оживлению в Италии интереса к романским традициям храмы в ломбардском стиле с характерными для них кам панилами стали выступать альтернативой эклектической неоготике храмов Северной Европы (таких, как, например, храм Христа в Стритхэме, Англия; заложен в 1840). Позднее в том же веке, под влиянием литературного критика Джона Раскина, венецианская форма кампанилы стала очень популярной — она во многом отразилась в конструкции башни Вестминстерского собора (архитектор Дж. Ф. Бентли, 1897). При этом, что очень показательно для эклектизма 19 века, вернувшаяся к жизни форма кампанилы не ограничилась своими изначальными функциями, а стала также появляться при фабриках, загородных особняках, блочных домах, крытых рынках и университетских зданиях — иногда с колоколами или часами, а чаще без тех и других просто для живописности. Строительные материалы 20 века значительно облегчили задачу возведения безопорных форм, и ныне кампанила вновь стала распространенным типом башни у церквей и прочих нежилых зданий.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную