КАН, ЛУИС АЙСЕДОР

КАН, ЛУИС АЙСЕДОР (Kahn, Louis [[sadore]) (родился 20.02.1901, Оселъ, Эстония, Российская империя умер 17.03.1974, НьюЙорк, штат НьюЙорк, США), американский архитектор, известный монументальными формами своих строений, которые в корне отличались от принятых канонов международного стиля и сделали своего автора одним из наиболее часто обсуждаемых послевоенных архитекторов. Семья Луиса Кана иммигри ровала в Соединенные Штаты Америки, когда он был еще ребенком. По окончании в 1924 году университета штата Пенсильвания в Филадельфии он позднее отправился в поездку по Европе, по пути изучая и зарисовы вая памятники европейской архитектуры. В 1941 году он стал работать в соавторстве с Джорджем Хоу, а с 1942 по 1944 год — с Джорджем Хоу и Оскаром Стоноровым. Будучи профессором архитектуры в Йельском университете (1947 1957), Кан создал свое первое значительное творение — Художественную галерею Йельского университета в городе НыоХэйвен, штат Коннектикут (1952 — 1954). Несмотря на некоторые детали, схожие с работами архитектора Миса ван дер Роэ, здание было построено с отходом от традиций международного стиля. Следующая из значительных работ Кана, Батхаус в Еврейском общественном центре города Трентон, штат Нью-Джерси (1955 1956), выделялась четырьмя пирамидальными куполами, стоящими на бетонных колоннах блочной конструкции. В 1957 году Кан стал профессором архитектуры университета штата Пенсильвания, для которого он в 1960 году построил здание Центра медицинских исследований Ричардса, которое прославилось благодаря разделению помещений в зависимости от их предназначения. “Вспомогательные” помещения (лестничные колодпы, лифты, входные и выходные вентиляционные шахты и трубы), были расположены в четырех башнях отдельно от жилых и рабочих пространств.

В конструкции здания Института биологических исследований Салка в городе ЛаДжолла, штат Калифорния (1959—1965), Луис Кан широко использовал грубые бетонные плиты. В основное молитвен ное помещение Первой церкви унитариев в Рочестере, штат НьюЙорк (1959—1962), свет попадает через окна четырех угловых башен. По отношению к этой церкви, а также другим строениям архитектора, критики стали употреблять такие термины, как “массивный”, “грубый”, “мощный” и “монументальный”. Последняя работа Луиса Кана — Йельский центр британского искусства в городе НьюХэйвене — была закончена уже после его смерти в 1977 году.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную