КАН, АЛЬБЕРТ

КАН, АЛЬБЕРТ (Kahn, Albert) (родился 21.03.1869, Раунен, Вестфалия, Германия — умер 08.12.1942, Детройт, Мичиган, США), родоначальник индустриальной архитектуры и планировщикноватор, по проектам когорого были построены некоторые из американских автомобильных заводов. В свое время считался ведущим индустриальным архитектором в мире, “отцом современного фабричного дизайна”. Отец Кана, раввин, переехал с семьей в Соединенные Штаты Америки в 1881 году. Альберт, не прошедший полностью школьной программы, стал, тем не менее, учеником Джорджа Д. Мэйсона — самого известного архитектора в штате Мичиган. На премию, полученную им в результате победы на конкурсе, объявленном журналом “Американский архитектор”, он год путешествовал по Европе. После периода совместной работы с различными архитекторами Детройта Кан в 1902 году основал собственную фирму, которая впоследствии стала одной из самых значительных и влиятельных в истории архитектуры.

В 1904 он получил свой первый заказ на проектирование автомобильного завода от “Паккард мотор кар компани”. Проект, основанный на использовании железобетонных каркасных конструкции, представлял собой новаторский отход от традиционных методов фабричного строи тельства из камня и способствовал укреплению репутации Кана. Выполняя дальнейшие заказы, он создал прототип современного фабричного здания со стальным каркасом, строящегося в краткие сроки и с минимальными затратами, с планировкой этажа без перегородок, с большими окнами и застекленной крышей, где весь производственный цикл осуществляется под одной крышей и на одном этаже.

В течение 30 лет Кан был ведущим архитектором для большинства крупных американских автомобильных компаний. Его фирма разработала более тысячи проектов для Форда, среди них такие, как завод (сборочный комплекс) в РиверРуж, являющийся одним из самых больших индустриальных комплексов в мире. К 1937 году по проектам фирмы Кана строилось около 19 % всех промышленных сооружений на территории США. Заказы на заводы (в том числе металлургические), на складские помещения стали поступать со всех континентов. В 1929 году советское правительство попросило Кана спроектировать тракторный завод в Сталинграде (построен в 1930), после чего его фирма участвовала в разработке и строительстве 521 завода на территории СССР, а в последовавшее десятилетие более тысячи советских инженеровархи текторов прошли обучение в ней.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную