КАРОЛИНГОВ ИСКУССТВО

КАРОЛИНГОВ ИСКУССТВО (Carolingian art), классический стиль, который появился во времена правления Карла Великого (768—814) и просуществовал до 9 века. Мечта Карла Великого о возрождении Римской империи на Западе определила его политические и культурные цели. Его покровительство искусству привело к возрождению римского классицизма в виде подражании ранним христианским моделям и распространению влияния современных византийского и грекорим ского стилей в искусстве. Классицизм был адаптирован с учетом местных традиций в отношении линейности и шаблонности, а также были добавлены некоторые нововведения, характерные для эпохи Каролингов. Таким образом, возрождение периода Каролингов стало обновлением, а не восстановлением классицизма. Тем не менее, оно сыграло важную роль в возрождении античного наследия на Западе и в перенесении интереса к древности на последующие стили в искусстве.

Ко времени смерти Карла Великого стиль был хорошо определен и, несмотря на то, что местные школы стали более независимыми изза ослабления центральной власти, развитие стиля Каролингов продолжалось до конца 9 века. Влияние римской архитектуры заметно в возрождении ранней христианской базилики в форме буквы “Т”. Монахи из Фулды были посланы в Рим для проведения измерений базилики святого Петра, которые были использованы для последующей постройки зданий во Франции. Византийская архитектура также оказала заметное влияние, например, план восьмиугольной церкви святого Виталия в Равенне (около 526—547) послужил образцом для Палатинской часовни (сооружена в 805), построенной Карлом Великим для своего двора в Аахене. И, наконец, многие архитектурные элементы, которые появились на основании возникновения определенных потребностей, являлись собственным изобретением Каролингов. Наиболее значительной из них была конструкция, похожая на крепость, с башнями и внутренними комнатами, через которые можно было войти в неф церкви; также строились здания с подземными или обширными часовнями под или над апсидой восточного крыла (выступ в одном конце церкви). Предназначение конструкций, похожих на крепости, не определено, но известно, что комплекс подземных часовен служил для поклонения святым и являлся местом молитв и погребений. В Ахене были расположены императорские мастерские для изготовления изделий из бронзы и помещение для копирования рукописей, в которых они переписывались и раскрашивались; подобные мастерские в Туре, Метце и Корби также находились под патронажем императора. Украшение рукописей и рельефные иллюстрации из слоновой кости и металла (скульптуры редко использовались) отражали интерес к копированию классических мотивов и образцов: например, пейзажи, иллюстрирующие псалтырь Утрехта (около 830, Утрехт, Библиотека Рейксу ниверситета), напоминают монументальную живопись, украшавшую стены римских вилл. Создавались также мозаики и настенные рисунки, однако сохранилось лишь несколько подобных работ.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную