КЕНТ, УИЛЬЯМ

КЕНТ, УИЛЬЯМ (Kent, William) (родился около 1685, Брайдлингтон, Йоркшир, Англия — умер 12.02.1748, Лондон), английский архитектор, дизайнер интерьеров, ландшафтный архитектор и живописец, основной мастер палладианского архитектурного стиля в Англии и пионер в создании регулярных английских пар ков. Кент, по некоторым данным, брал уроки живописи в Халле. Местные покровители, впечатленные его талантом, послали его в Рим изучать живопись с 1709 по 1719 год. Там он учился у Бенедитто Лути.

В Риме он также встретил графа Бэрлингтонского, выдающегося английского деятеля архитектуры 18 века и основного покровителя классического стиля Андреа Палладио (палла дианства). Он привез Кента обратно в Лондон в 1719 году, чтобы украсить дом Бэрлингтонов на Пиккадилли, где Кент прожил остаток своей жизни. Сотрудничество с Бэрлингто ном оказало решающее влияние на довольно жесткий архитектурный стиль Кента, который характеризовался простыми соотношениями пропорциональных объемов. Хотя поздние неоклассические архитекторы, такие как Роберт Адам, впоследствии критиковали работы Кента как “неизмеримо тяжеловесные”, его влияние на них было значительно. Кент был также знаком со стилем Иниго Джонса, чью работу “Планы” (издана в 1727) редактировал.

К 1730 годам Кент стал модным архитектором. Одним из его основных зданий является Холкхэм Холл в Норфолке (начат в 1734). Здесь, как и в других работах, Кент спроектировал интерьеры и даже мебель, став одним из самых первых английских архитекторов, решавших дом в рамках единого проекта. Самые известные работы Кент создал, работая в Лондонском строительном совете, куда он был назначен (1726) благодаря влиянию Бэрлингто на. Королевские конюшни (1732), здания казначейства, Уайтхолл (1734—1736) и здание королевской конной гвардии в Уайтхолле (1750—1758, закончено после смерти Кента) — все это является частью масштабной идеи Бэрлингто на, который считал, что исправить жалкое состояние английской архитектуры может обращение к классическому наследию. Довольно театральные ин терьеры некоторых из этих зданий, например искусно выполненного дома номер 44 по БерклиСквер (1742—1744), построенного для леди Изабеллы Финч, и вкус Кента к причудливому готическому стилю, проявившийся в дизайне мебели, показывают, что он относился к палла дианству не слишком серьезно и что, не будь неодолимого влияния Бэрлинг тона, Кент вполне мог бы стать мастером стиля барокко. Именно в своих парках, задуманных как естественные ландшафты, в отличие от классической серьезности его зданий, Кент, возможно, достиг своего самого свободного выражения. Он создавал парки в РушемХолл, Оксфордшир (1738—1741), и Стоухаус, Бекингемшир (около 1730), где извилистые дорожки и открытые аллеи ведут к маленьким античным храмам на естественных лесных полянах. Описывая переворот в парковом проектировании, Гораций Уолпол писал, что Кент “видел всю природу садом”. Создание естественных ландшафтов со свободными формами на различных участках, например на вилле Поупа, Туикнем, Миддлсекс (для Александра Поупа; около 1730), и в РичмондТар денз, Суррей, где он построил “Пещеру Мерлина” (1785), должно было дать в результате “объемные картины”. Английский стиль скоро пересек Ла-Манш и получил значительное распространение во Франции во второй половине 18 века.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную