КЛИНТ, КААР

КЛИНТ, КААР (Klint, Кааге) (родился 15.12.1888, Копенгаген — умер 28.03.1954), датский архитектор и выдающийся дизайнер, создавший современный скандинавский стиль, вошедший в хрестоматию современного дизайна. Кроме того, он был ведущим специалистом в эргономике, в области технологии, применяющей технологические и биологические данные к решению проблем, связанных с взаимоотношениями человека и машины, пытаясь найти подтверждение тому, что инструменты и машины, которыми пользуется человек, и работа, которую он выполняет, должны соответствовать его физическим характеристикам. Сын Енсена Клинта, выдающегося датского архитектора начала 20 века, Каар вначале занимался архитектурои, а затем стал дизайнером по мебели. Он основал (1924) Датскую академию художеств, где стал первым профессором мебельного факультета. В отличие от французских и немецких современников, его проекты, много позаимствовавшие от простейших чиппендейла, бидермайера и дальневосточного стиля и особенно американских шейкеров, обладали скромным, сдержанным очарованием и теплотой, достигаемыми мастерством (разителен был контраст с фаб рично изготовленной продукцией) и особым вниманием к обычной ручной работе. Как и его отец, Клинт искал вдохновение в стилях прошлого не для того, чтобы их копировать, но чтобы учиться у них функциональности формы и конструкции. Но, в отличие от своего отца, он никогда не был приверженцем современности ради нее самой Он тщательно исследовал требования людей к удобству и функциональности мебели, балансируя между внешней красотой и исполнением ожидаемого эффекта. Его стул из тика, сделанный в 1933 году, безусловно отвечает требованиям функ циональности и создан, чтобы доставить максимальный комфорт и эстетическое наслаждение. Эстетический эффект многих проектов Клинта почти полностью зависел от точности их исполнения в дереве. Каждая деталь должна была служить своему назначению, например, буфет должен был вмещать стандартный набор посуды. Его стиль с 1920 по 1930 годы оказал большое влияние на западных проектировщиков, в том числе на Ханса Вегнера и Финна Юля, а после 1945 г ода стал популярен во всей Европе и в США.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную