КОРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО

КОРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО (Korean art), изобразительное искусство Корейского полуострова, характеризуется простотой, непосредственностью и естественностью. Множество памятников материальной культуры, включая глиняную посуду и бронзовые и железные предметы, указывает на раннее влияние Китая на корейское искусство. Существуют также свидетельства скифского, сибирского и других некитайских веяний, отраженных в формах и художественном оформлении некоторых предметов. Длинная история непрерывного китайского влияния на корейскую культуру началась с основания в 108 году до н. э. китайских колоний на северозападе Кореи, наиболее известная из которых, Лоланг, являлась центром, из которого распространялись новые методы в создании глиняной посуды и плавления металла по всему полуострову. Первым главным периодом корейского искусства является период Трех Царств (57 до н. э. — 668 н. э.). В самое северное из Трех Царств, Когурё (37 до н. э. — 668 н. э.), в 372 году н. э. из Китая пришел буддизм. Следствием этого (и последующего обращения в буддизм царства Пэкче [18 до н. э. — 660 н. э.] и Силлы [57 до н. э. — 668 н. э. 1) был расцвет искусств на Корейском полуострове, и до 15 века буддизм оставался главным источником вдохновения в корейском изобразительном искусстве. За исключением нескольких небольших буддийских изображений, почти ничего не осталось от религиозного искусства Когурё. Множество поразительных разноцветных настенных рисунков из царства Когурё отличаются динамизмом, уникальным в азиатском искусстве раннего периода. Царство Пэкче, на месте которого также были найдены выдающиеся надгробные рисунки, было первым, где в строительстве пагод использовался гранит. Сохранились три каменные пагоды этого периода.

В Пэкче также были еделаны наиболее натуралистические и типично корейские статуэтки Будды, отличающиеся “пэкченской улыбкой". Искусство Сил лы, царства на юговостоке, представлено декоративными искусствами (особенно драгоценности и королевские регалии) и крепкими, сероватыми, негла зурованными керамическими изделиями, выполненными полностью в корей ском стиле. Объединенные силы царя Силлы и императора Китая победили царства Пэкче (660) и Ко гурё (668) и, таким образом, положили начало эры, известной как период Объединенной, или Великой, Силлы (668 — 935). Одним из последствий господства Силлы было то, что центр развития искусства переместился в юго восточную часть полуострова. Гранитные пагоды, типичным образцом которых является хорошо сохранившийся храм Пулгук на востоке от Кионджу, были построены по всему региону. Скульптура, также из гранита, достигла вершины натурализма в начале 8 века; после этого ее качество снизилось. Четыре дошедших до наших дней колокола литой бронзы и множество других бронзовых предметов этого периода показывают, что изделия из этого сплава были также отличного качества в период Объединенной Силлы. Архитектура, скульптура и живопись периода Корё (918—1392) в значительной степени отражают стили, широко распространенные во время правления китайской династии Сун (960 — 1279), большинство произведений искусства этого периода стоит на уровень ниже произведений искусства Объединенной Силлы. Выдающееся исключение составляют экзотические театральные маски, печатные книги (в основном буддийские тексты) непревзойденного качества и фарфоровые изделия, покрытые се ладоновой глазурью. Первый период селадона (разновидности фарфора) из Корё (1050—1150) характеризуется разработкой “секретного” селадонового цвета, зеленоватоголубого с глубоким, глянцевитым тоном. Династия Сун считала мастерство корейцев в получении селадонового цвета одним из “10 лучших вещей в мире”. С 1150 по 1250 год корейские гончары совершенствовали замечательную технику инкрустированного селадона, уникальную с 12 по 15 век. Развитие техники “инкрустированного” глазурованного фарфора также имело место во время последнего периода Корё, так же как и создание некоторых выдающихся бронзовых курильниц и зеркал. Возрождение искусств в период правления династии И (1392 — 1910) стало возможным отчасти благодаря распространению конфуцианства. Декоративные искусства имеют более непосредственную, природную декоративную направленность, чем искусства периода Корё. Сохранилось множество зданий периода И, самым большим из них является дворец Кёнгбок в Сеуле. Картины периода И в значительной степени подражают северокитайскому стилю. Некоторые живописцы, однако, пытались развивать корейский подход, используя некитайские методы и беря в качестве объектов корейские пейзажи и жанровые сцены. Декоративные искусства, особенно производство глиняной посуды и фарфора, процветали в период И. Пончёнгская глиняная посуда — упрощенная форма украшенного полосами селадона — пользовалась большим спросом у японских мастеров чайной церемонии. На протяжении 15 века белый фарфор стал популярным среди корейцев в ежедневном использовании, а также при совершении конфуцианских обрядов и обрядов поклонения предкам. Примерно в конце периода правления И западные и японское влияния стали более очевидными. Оккупация Кореи Японией (1910—1945) оказала большое влияние на все корейское изобразительное искусство, и после 1945 года многие традиционные средства изобразительного искусства растворились в международном стиле.




АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную