КРЕСТНАЯ ПЕРЕГОРОДКА

КРЕСТНАЯ ПЕРЕГОРОДКА (rood screen), в западной архитектуре, элемент здания христианской церкви средних веков или раннего Возрождения, который отделял хоры (клирос) или алтарь от нефа (площадь, предназначенная для расположения мирян). Крестная перегородка сооружалась в сочетании со специальным распятием (установленным над входом в алтарь посредине крестной перегородки; в староанглийском rood собственно и значил “крест”, “распятие”). Сначала великий крест средневековой церкви поддерживался одной перекладиной, проходившей через неф ко входу в алтарь и известной как крестная балка. Позднее была добавлена крестная перегородка, возвышавшаяся от пола до этой балки; также были добавлены хоры над этой перегородкой. На этих хорах, или галерее, были представлены распятие и две статуи (Девы Марии и святого Иоанна), которые обычно стояли по бокам распятия. На хорах также имелись свечи, которые зажигались в праздничные дни. Изза того, что на хорах устраивали по специальным случаям представления менестрели, они были также известны как певческая галерея.

От пола церкви к хорам вели специальные ступени, либо встроенные в каменную стену алтаря, либо спрятанные в свободно стоящей башенке. С 14 века и по середину 16 века крестные перегородки и хоры над ними были характерными деталями церковных зданий в Англии и на Европейском континенте. Эти элементы, особенно ажурные перегородки, предоставляли художникам возможность создавать и демонстрировать замысловатую резьбу и живопись. Самые большие и богатые во Франции крестная перегородка и хоры были вырезаны в кафедральном соборе Альби около 1500 года.

В Англии 16 века, с основанием Генрихом VIII англиканской церкви, было постановлено указом, что распятие и все, что есть еще над крестной балкой, должно быть удалено. Крестные перегородки разрешалось оставить, но впоследствии их все чаще называли алтарными перегородками. Некоторые английские крестные перегородки избежали разрушения, а некоторые были восстановлены, такие, как превосходный образец в церкви святого Иакова в Эйвбери (Уилтшир), возведенной в 15 веке и восстановленной в 19 веке. Церковные зодчие позднего Ренессанса предпочитали открытый, не нарушаемый обзор из нефа в алтарь, и таким образом в Европе к 1800 году крестная перегородка и хоры стали фактически устаревшими элементами.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную