КСЕНАКИС, ЯНИС

КСЕНАКИС, ЯНИС (Xenakis, Iannis) (родился 29.05.1922, Брзила, Румыния), французский композитор румынского происхождения; архитектор и математик, который предложил так называемую схоластическую систему сочинения музыки (основана на математической теории вероятностей), сочиняемую с помощью электронных компьютеров. Ксенакис родился в зажиточной семье греческого происхождения, в 1932 году переехал в Грецию. Во время второй мировой войны он сражался в рядах греческого движения сопротивления, потеряв при этом один глаз. После окончания в 1947 году Афинского технологического института Ксенакис был выслан из Греции за свою политическую деятельность. Он переехал в Париж, где в течение 12 лет работал совместно с архитектором Ле Корбюзье. В течение этого периода он спроектировал Павильон фирмы “Филипс” для Всемирной выставки в Брюсселе 1958 года. В возрасте 30 лет Ксенакис серьезно обратился к музыкальной композиции, пройдя подготовку у Дари Мийо и изучая композицию под руководством Оливье Мессиана в Парижской консерватории (1950 — 1962). В 1954 году он начал свои эксперименты в вероятностной музыке при сочинении “ M^tasta seis”. В своей статье “Кризис серийной музыки” (1955) Ксенакис разъяснял свою строго логическую технику, где исполнители, преимущественно игравшие на обычных инструментах, руководствовались специально разработанной системой нотации, чтобы воспроизводить звуки, определенные компьютером, по программе, созданной композитором. Его произведение “Achorripsis” (1958) для 21 инструмента привело Ксенакиса к формулировке его минимальных правил композиции. Эти правила были расширены в программе для сочинения ST/101,080262; буквы в заглавии указывают, что оно является произведением в жанре стохастической музыки, цифры 10 — 1 означают первое произведение для 10 инструментов, остальными цифрами зашифрована дата 8 февраля 1962 года. Некоторые другие сочинения, включая SN/4—1,080262 для струнного квартета, (Atr6 es [Hommage & Blaise Pascal]) для четырех инструментов, были основаны на той же программе. Для этой серии произведений он использовал компьютер “IBM7090” для контроля последовательности нот, инструментовки, высоты тона, длительности и динамики. Исполнители не имели свободы импровизации, но образующийся звук был плавным, однородным и естественным. Длительное и плодотворное сотрудничество Ксенакиса с Парижским инструментальным ансамблем современной музыки привело к частому исполнению его произведений и их записям для камерного ансамбля. В 1966 году он основал Школу математи ческой и автоматической музыки. В числе других произведений Ксенакиса “Polla ta dhiba” для детского хора и оркестра (1962), “Akrata” (1964 — 1965) для 16 духовых инструментов и “Cendr6es” для хора и оркестра.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную