КУБИЗМ

КУБИЗМ (Cubisme), одно из наиболее влиятельных направлений в изобразительном искусстве 20 века. В основу эстетики кубизма легли работы Пабло Пикассо и Жоржа Брака периода 1907 — 1914 годов. Кубистический стиль предусматривал использование плоского двухмерного изображения и отрицал законы перспективы, а также господствующую в то время концепцию искусства как подражания природе. Художникикубисты не стремились передать форму, текстуру, цвет и пространство; взамен этого они предлагали свою картину мира, состоящую из отдельных фрагментарных изображений, которые пытались передать различные геометрические характеристики объекта одновременно. Название направления обязано своим происхождением высказыванию художника Анри Матисса и критика Луи Векселя, назвавших картину Брака “Дом в Лестаке” (1908) композицией кубов. Пространственное расположение домов, цилиндрические очертания деревьев и ко ричневатозеленая палитра в этой картине заставляли вспомнить ландшафты Сезанна — художника, чье творчество существенно повлияло на раннюю стадию развития кубизма (до 1909). Однако обычно зарождение кубизма связывают с “Авиньонскими девицами” Пабло Пикассо (1907). Здесь пять обнаженных женских фигур образуют как бы отдельные фрагменты, состоящие из многоугольников. Как и в картинах Сезанна, перспектива уступает место цвету; предпочтительны теплые красноватокоричневые тона, тогда как холодные голубые практически не применяются. Период кубистской живописи 1910 — 1912 годов часто называют аналитическим ку бизмом. Изображение имеет своей целью разбить, расчленить (то есть проанализировать) форму. Используются прямоугольные построения, хотя иногда имеют место и скульптурновыпуклые формы (“Девушка с мандолиной” Пикассо). Палитра упрощается, стремясь к одноцветности; предпочтение отдается коричневатым, серым, бежевым, зеленым или голубым тонам. Это делается для того, чтобы не отвлекать зрителя от основного смысла картины — изображения структуры как таковой. Монохроматическая гамма используется для передачи сложной, множественной точки зрения на предмет, использующей различные накладывающиеся друг на друга планы изображения. Последние применяются не для того, чтобы проникнуть в глубь предмета, а для того, чтобы развернуть его поверхность. Большая часть картин этого периода характеризуется высокой степенью насыщенности и небольшим размером фигур в центре полотна, которые постепенно увеличиваются и “разрежаются” по направлению к краям (к примеру, “Портрет Амбру аза Воллара” Пикассо, 1909— 1910, Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина, Москва). Картины кубистов часто обращаются к абстрактному изображению. В числе излюбленных объектов художников — газеты, музыкальные инструменты, различные стеклянные сосуды, человеческие лица и фигуры. Интерес к подобного рода предметам был характерен для кубизма в период до 1912 года, когда это направление вступило в новый этап своего развития, обычно называемый синтетическим кубизмом. Последний сосредоточива ется на комбинировании, или синтезе, форм на картине. Цвету отводится важное место, фи1уры хотя и остаются фрагментарными и плоскими, однако становятся крупнее и декоративно насыщеннее. Гладкая и шероховатая поверхности часто противопоставляются друг другу; на полотнах присутствуют инородные материалы вроде газеты или упаковки сигарет. Эта техника, ставшая известной как коллаж, использовалась и в дальнейшем, чтобы подчеркнуть отличия текстуры. Ее применение стало причиной дискуссий о том, чтб есть реальность в искусстве и в природе. В то время как Пикассо и Брак создавади новый язык изобразительного искусства, образовалась целая плеяда художников, перенимавших и развивавших их манеру. В их числе были Фернан Леже, Робер и Соня Делоне, Хуан Грис, Рожер де ла Фреснайе, Марсель Дю шамл, Альбер Глейз и Жан Метцингер. Первоначально связанный только с живописью, кубизм впос ледствии оказал существенное влияние на развитие скульптуры и архитектуры 20 века. В числе скульпторов, работавших в этой манере: Александр Архипенко, Раймон Дюшамп-Вийон и Жак Липчитц. Эстетика кубизма повлияла на творчество Ле Корбюзье, особенно на его работы 1920 годов.










АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную