ЛЕ КОРБЮЗЬЕ

ЛЕ КОРБЮЗЬЕ (Le Corbusier), настоящее имя Шарль Э_д,уар Жаннере (CharlesEdouard Jeanne ret) (родился 06.10.1887, ЛаШодеФон, Швейцария — умер 27.08.1965, КапМартен, Франция), известный во всем мире швеицарскии архитектор и проектировщик городов, в чьих проектах соединились современный функционализм и яркая скульптурная экспрессивность.

Он принадлежал к первому поколению так называемой Международной школы архитектуры и был ее самым талантливым пропагандистом в своих многочисленных произведениях. В архитектуре он следовал функционализму своего поколения, но имел также сильное чувство экспрессионизма. Он был первым архитектором, который изучил и применил шероховатый бетон, что удовлетворяло его аскетическим вкусам и привязанности к скульптурным формам. Образование и ранние годы. Ле Корбюзье родился в маленьком городке в гористом швейцарском районе Жура, который с 18 века является мировым центром по производству точных часов. В течение всей своей жизни он отличался качествами, которые можно было воспитать только в такой суровой местности, и пуританизмом протестантского семейного воспитания. В 13 лет Ле Корбюзье оставил начальную школу и пошел учиться эмалировке и гравированию часовых циферблатов, что было занятием его отца, в Школе декоративных искусств в ЛаШодеФон. Там Шарль Л’Эплаттень ер, которого Ле Корбюзье называл впоследствии своим единственным учителем, преподавал ему историю искусства, рисование и натуралистическую эстетику “ар нуво”. Именно Л’ Эплаттеньер решил, что Ле Корбюзье, по окончании трех лет учебы, должен стать архитектором, и обеспечил ему его первую практику на местных проектах. По его совету с 1907 по 1911 год Ле Корбюзье предпринял серию поездок, которые сыграли решающую роль в образовании этого архитектора самоучки. Во время этих лет путешествий по Центральной Европе и Средиземноморью он сделал три крупных архитектурных открытия. Дом престарелых Эмы в Галлуццо в То асане представлял собой контраст между обширными общественными помещениями и “личными жилыми комнатками”, что сформировало основу его концепции жилых строений. Благодаря изучению творений архитектора 16 века эпохи позднего Возрождения Андреа Палладио в итальянской области Венето и древних архитектурных памятников Греции он открыл классическую пропорцию. И, наконец, из народной архитектуры Средиземноморья и Балканского полуострова он взял набор геометрических форм, а также научился управлять светом и использовать ландшафт как архитектурный фон.

В 30 лет он поселился в Париже, где и завершилось формирование его взглядов год спустя, когда он встретил художника и дизайнера Амеде Озен фана, который познакомил его со сложным современным искусством. Озенфан также привил Ле Корбюзье пуризм, свою новую эстетику в живописи, которая отказывалась от сложных абстракций кубизма и возвращалась к чистым, простым геометрическим формам бытовых объектов. В 1918 году они вместе написали и издали манифест пуристов “Aprfes le cubis ше”. В 1920 году вместе с поэтом Полем Дерме он основал полемический авангардный журнал “L1 Esprit Nouveau”. Открытый для искусств и гуманитарных наук, с блистательными статьями блистательных авторов, он представлял идеи по архитектуре и проектированию городов, предложенные Адольфом Лусом и Генри ван де Вельдом, боролся против “стилей” прошлого и против изысканных неструктурных украшений и защищал функционализм. Связь с Озенфаном была началом карьеры Ле Корбюзье как художника и писателя. Озенфан и Ле Корбюзье (тогда все еще известный как Жаннере) вместе написали серию статей для “L’Esprit Nouveau”, которые они собирались подписать псевдонимами. Озенфан выбрал себе псевдоним Соньер, имя его бабушки, и предложил Жаннере имя Ле Корбюзье, имя своего предка по отцовской линии. Статьи, написанные Ле Корбюзье, были собраны и изданы в сборнике “Vers une architecture". Переведенная позднее под названием “По направлению к новой архитектуре” (1923), книга написана в стиле повествования, который стал характерной чертой Ле Корбюзье в течение его долгой карьеры как полемика. “Дом — это машина для проживания в ней” и “кривая улица — это тропа ослов, ровная улица — дорога для человека” — это одни из его известных заявлений. Его книги, основные идеи которых зиждутся на опыте путешествий и наставлениях, которые актуальны и сейчас через 45 лет, стали библией последующих поколений архитекторов. Среди наиболее популярных — “Urbanisme” (1925) , “Город завтрашнего дня”, (1929), “Quand les cathedral es ?taient blanches” (1937; “Когда соборы были белыми”, 1947), “La Charte d’Athfe jnes” (1943), “Propos d’ur banisme” (1946), “Les Trois Etablissements humains” (1945) и “Le Modular I” (1948; “Модуляр”, 1954). “L’Esprit Nouveau” был трамплином для прихода Ле Корбюзье в мир практической деятельности.

В 1922 году он вместе со своим кузеном Пьером Жаннере открыл студию. Сотрудничество кузенов длилось до 1940 года. Оно явилось первым из двух основных периодов, разделенных второй мировой войной, что отражено в работах Ле Корбюзье; второй период охватывает годы с 1944 до его смерти в 1965 году. Первый период. Годы с 1922 по 1940 были богатыми как на архитектурные творения, так и на проекты городов. Как это обычно бывало с Ле Корбюзье, еще не осуществленные проекты, как только они были опубликованы и распространялись, вызывали столько же возбуждения, сколько и законченные строения. На выставке “Салон д’Отомн” 1922 года Ле Корбюзье показал два своих проекта, которые выражали его идею социальной среды и содержали зачатки всех работ этого периода. Ситроган ский дом имеет все пять характеристик, с помощью которых архитектор через 5 лет определил свою концепцию того, чтб есть “модерн” в архитектуре: сваи, поддерживающие структуру и высвобождающие таким образом землю под зданием; крышатерраса, которую можно использовать под сад или как полезную часть дома; открытый план пола; фасад, свободный от украшений; окна, расположенные рядами так, что это только подтверждает независимость структурного каркаса. Интерьер представляется собой типичный пространственный контраст между открытыми, двухуровневыми гостиными и похожими на кельи спальнями. Кроме этого, представленная диаграмма города, опередив свое время, отражала концепцию зеленых парков и садов у подножия группы небоскребов. Идеи проектирования городов, выдвинутые на ежегодной полуофициальной выставке “Салон д’Отомн”, были вновь представлены и развиты в 1925 году на Выставке декоративных искусств в Париже, в павильоне, который должен был стать “манифестом эс при нуво”. В небольшом двухуровневом помещении, внутренние стены которого были ярко окрашены под влиянием художника Фернана Леже, Ле Корбюзье выставил свою первую коллекцию мебели массового производства. В эти годы Ле Корбюзье представилось два случая проявить свои социальные идеалы. Один в 1925 — 1926 годах, когда благодаря финансовой поддержке одного промышленника он построил в Пессак, возле Бордо, рабочий городок из 40 домов в стиле Ситро ганского дома; презрение к местным традициям и нетрадиционное использование цвета вызвали враждебность со стороны муниципальных властей, которые отказались подводить воду. Таким образом, Пессак был лишен жителей на 6 лет, и Ле Корбюзье не забыл этого противостояния. В 1927 году архитектор принял участие в Международной выставке “Дойчер Веркбунд”, ассоциации различных групп, занятых производством функциональных объектов высокой эстетической ценности. Для этой выставки Ле Корбюзье построил два дома в экспериментальном жилом квартале Вейссен гоф в Штутгарте. Хотя Ле Корбюзье с самого начала был заинтересован в строительстве для большого количества людей, в довоенный период он строил главным образом для привилегированных личностей, которые заказывали личные дома. Его дома были функциональными по дизайну и аскетическими по внешнему виду и объединяли строгие геометрические формы и голые фасады. Первый дом был построен для Озенфана в 1922 году, среди других, последовавших за этим: дом швейцарского коллекционера Рауля ЛаРош (1923) , который позже стал штабквартирой Фонда Ле Корбюзье в Париже (1968); вилла (1927) Майкла Стейна, брата американской писательницы в эмиграции и патронессы фовизма и кубизма Гертруды Стейн; дом Савой (1929—1930) в Пуассе, построенный на фоне богатого сельского ландшафта на тонких бетонных сваях.

В 1927 году Ле Корбюзье принял участие в конкурсе, устроенном Лигой Наций, на проект ее нового центра в Женеве. Его проект со стеной из изоляционного и отопительного стекла является одним и лучших проявлений его дара функционального анализа. Впервые в мире он предложил административное здание для политической организации, которое не было неоклассичес ким храмом, а соответствовало по структуре и дизайну строгому функциональному анализу. Этот план впоследствии стал прототи пом всех будущих зданий ООН. Он, вероятно, получил бы одно из призовых мест, но был исключен из конкурса, так как не был выполнен индийскими чернилами, как требовали правила соревнования. По еле разочарования в Песса ке эта дисквалификация, которая почти наверняка стала результатом тайного сговора со стороны консервативных членов жюри, еще больше озлобила Ле Корбюзье по отношению к официальным архитектурным кругам. Скандал, который сопровождал исключение его проекта, сделал ему, однако, рекламу, после чего он стал ассоциироваться с современным авангардным стилем в ар ' хитектуре. Непосредственным следствием женевского дела было создание в Ла Сарраз, Швейцария, в 1928 году Международного конгресса современ ной архитектуры (СИАМ), предназначенного сначала для защиты авангардных архитектурных ценностей, которые подверглись критике в Женеве. К 1930 году организация переориен тировалась на теорию проектирования городов. Ле Корбюзье как секретарь французской секции сыграл решающую роль в пяти довоенных сессиях конгресса и особенно на четвертой, в результате которой была издана в 1933 году декларация, в которой изложены основные принципы современной архитектуры. Популярность, завоеванная в результате Женевского конкурса, также сделала возможным для Ле Корбюзье лекционный тур по Южной Америке, который стал основой его книги “Размышления о современном состоянии архитектуры и урбанизации” (1930), и поездку в Москву, где он смог познакомиться с авангардными архитекторамиконст руктивистами и выиграл конкурс на здание Центросоюза (1929 — 1935). Ле Корбюзье соорудил еще два важных здания в этот период — общежитие армии спасения в Париже, в котором он попытался использовать “дышащую” стеклянную стену в виде неоткрывающейся стеклян ной поверхности с системой кондипионеров (технологическая и финансовая неудача), швейцарское общежитие в университетском городке в Париже (1931 — 1932). В последнем сооружении он поместил спальный корпус отдельно от корпуса с коммунальными услугами. Корпуса были соединены лестничным пилоном. Поверхности были большей частью неотесанные, и впервые массивные сваи получили скульп турную значимость. С этого момента рациональный функционализм Ле Корбюзье стал уравновешиваться стремлением к экспрессии. В конце 1930 годов свет увидели такие особенно известные проекты, как генеральные планы для Алжира (1938—1942) и Буэнос Айреса (1938); здание Министерства образования и здравоохранения в Рио деЖанейро (1936) и бесконечно расширяемый музей для Филиппвиля (1938) во Французской Северной Африке. Он также осуществил поездку в Соединенные Штаты (1935), где Ле Корбюзье был уже известен. Разнообразная деятельность Ле Корбюзье соответствовала избранному стилю жизни. Он не был учителем, как его коллега Уолтер Гропиус, он был боссом, который уединялся в своем офисе, пока его сотрудники, приехавшие со всего мира и некоторые из которых стали потом известными, работали в длинном холле, который служил студией. Ле Корбюзье приходил в свой офис только после полудня.









АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную