ЛЕДУ, КЛОД НИКОЛА

ЛЕДУ, КЛОД НИКОЛА (Ledoux, ClaudeNicolas) (родился 21.03.1736, Дор манс, Франция — умер 19.11.1806, Париж), французский архитектор, кото рый разработал эклектичный и утопический стиль в архитектуре, основанный на зарождавшихся в то время социалистических идеалах. Учителями Леду были Ж. Ф. Блондель и Л. Ф. Труар. После того как Леду оригинально оформил деревом одно кафе, его заметили и он стал одним из модных архитекторов того времени.

В 1760 годах и в начале 1770 годов он выполнил несколько архитектурных проектов для частных домов богатейших людей Франции в прогрессивном неоклассическом стиле. Среди этих работ сохранились, например, павильон Хоккар (1764 — 1770), дворец Бенювиль в Нормандии (1770) и известный павильон мадам Дюбарри в Лювесьенне (1771 — 1773). В середине 1770 годов Леду начал заниматься проектированием солеваренного завода и застроек вокруг него в Салинде Шо в АркэСенан. Он спроектировал поселение, где дома рабочих располагались вокруг солеваренного завода, отходя от него по концентрическим лучам. Он сумел воплотить только половину своего замысла, так как сохранившиеся здания представляют собой упрощенные кубические и цилиндрические формы, образующие приземистые, массивные, грубо обтесанные версии архитектурных форм классического стиля. План города, который он спроектировал для того, чтобы создать адекватные условия для производства и комфортного проживания рабочих, стал прототипом будущих проектов Роберта Оуэна и других утопических социалистов 19 века. Театр в Безансоне был построен в новом революционном стиле, где были предусмотрены места как для обычной публики, так и для высших слоев общества. Частные дома, которые он проектировал в 1780 годах, характеризуются такими эксцентричными чертами, как, например, необычная планировка, перемежающиеся профили, а также несколько необычное использование дорических элементов. Наиболее знаменитым творением Леду считается разработанный им проект 60 зданий таможенных застав, расположенных при въезде в Париж. Он превратил то, что могло быть неприметными строениями, в ряд монументальных ворот, которые получили название П орте де Пари.

Из 50 таможен, построенных за четыре года до начала Французской революции (1784—1789), только четыре здания, включая знаменитую таможню в Вийетт, сохранились до нашего времени. В проекте этих зданий проявилась тяга архитектора к приземистым, грандиозным, геометрически правильным формам, модернистским объемным ротондам, греческим храмам, портикам, сводчатым апсидам с отделанной рустами каменной кладкой и дорическим колоннам. Однако стоимость этих построек оказалась разорительной для общественной казны, поэтому в 1789 году архитектор был отстранен от выполнения проекта. Многие здания были впоследствии разрушены толпой во время революции. Сам Леду также был арестован во времена Великого террора, и это событие, а также смерть нескольких членов его семьи послужили причинами того, что он прекратил свою работу и перестал заниматься архитек турой. После освобождения из тюрьмы Леду провел свои последние годы за написанием книги “Архитектура в отношении к искусству, традициям и законодательству” (1804), в которую были включены также гравюры его работ. Леду был одним из наиболее плодовитых и оригинальных французских архитекторов конца 18 века. Но простая и ясная геометрия его зданий практически не привлекала внимания последующих поколений; а после того как до его построек дорвалась настроенная на разрушение толпа, только некоторые из них дошли до наших дней.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную