ЛЕПНИНА

ЛЕПНИНА (stuccowork), в архитектуре, искусная внешняя или внутренняя лепная работа из гипса, используемая в качестве трехмерного орнамента. В настоящее время термин в основном употребляется, в особенности в США, по отношению к грубой гипсо-вой облицовке наружных стен зданий. В архитекту¬ре практически всех стран и народов мира имеется упоминание о лепнине. Ингредиенты и составные части варьируются в зави-симости от культуры, од¬нако наиболее часто встре¬чается упоминание об изве¬стняке, гипсе и мелком пе¬ске. Как правило, наиболь¬шее значение придается не материалу, который прак-тически везде одинаков, а самой работе и манере исполнения. Экземпляры лепнины встречаются даже в памятниках архитектуры ацтеков в Мексике и му-сульманской архитектуры в Северной Африке и Ис¬пании. В Древней Греции ее использовали для укра¬шения внешних и внутрен¬них стен зданий уже в 1400 году до н. э. Архи¬текторы Древнего Рима ук¬рашали лепными орнамен¬тами грубые стены или кирпичную кладку круп-ных памятников, монумен-тов, таких, как, например, стены бань на вилле Адри¬ана, возведенных в Тиволи около 120 — 130 годов н. э. Римляне также использо¬вали лепнину для модели¬рования низкорельефных орнаментов. Гробницы, да¬тируемые 1—2 веками н. э., богато украшены лепни¬ной. Она достигла новых высот популярности в ра¬ботах таких мастеров эпо хи барокко, как Эгид Кви- рин Азам, который зачас¬тую работал совместно со своим братом, живописцем Космо Дамианом. Архитек¬торы эпохи Возрождения также отдавали дань леп¬нине. Они зачастую ис¬пользовали гладкие лепные стены для того, чтобы под¬черкнуть контраст с грубы¬ми камнями на стыках стен и в дверных проемах. В работах Рафаэля и его последователей лепнина широко применялась для создания фестонов и меда-льонов на внешних стенах зданий. Лепнина была лег¬ко приспособлена под вы-сокохудожественный, изо-билующий орнаментами архитектурный стиль пост- Ренессанса, а, поскольку она была значительно де¬шевле и легче в обработке, чем камень или кирпич, ее стали применять и при со-здании сначала колонн, а затем и антаблементов. Особенно изобиловали лепной работой потолки зданий пост-Ренессанса. В период нового всплеска интереса к стилю эпохи Возрождения, который произошел в конце 18 — начале 19 века, лепнина широко применялась, в особенности в Англии, для украшения наружных стен зданий. В 20 веке, од¬нако, термин стал приме¬няться в основном для обозначения украшений на внешних стенах зданий, как правило, небольших и скромных частных до¬мов. Особенно это харак¬терно для США, где, в особенности в регионах с теплым климатом, до сих пор зачастую используют лепнину для украшения наружных стен бунгало. Наибольшего пика интерес к данному виду орнамен тов достиг в 1920 годы. Гипс, который используют для создания лепных орна¬ментов, может быть ском¬бинирован с другими мате¬риалами, а именно: кирпи¬чом, камнем, деревом. По¬скольку лепнина может быть использована практи¬чески где угодно и практи¬чески в любой форме, она до сих пор остается попу-лярной. Ее легко можно покрасить, во влажный гипс можно добавить кра¬ситель, а также крупный песок или гальку для со¬здания другого типа по¬верхности.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную