ЛЕПНОЕ УКРАШЕНИЕ

ЛЕПНОЕ УКРАШЕНИЕ (molding), в архитектуре и декоративном искусстве, определяющий, переходный или конечный элемент, который очерчивает или выделяет грани и поверхности на выступе или впадине, вроде карниза, рамы, капители, арки, фундамента или косяка. Поверхность лепного украшения выполнена с углублениями и рельефом, которые или имеют постоянное сечение, или представляют собой ритмично повторяющиеся узоры. Главное значение в проектировании лепного украшения имеет тип тени, которую оно отбрасывает. Лепные украшения, несомненно, берут свое начало в доисторическом жилище, где они выполняли определенные структурные функции, вроде поддержки, закрепления или разделения поверхностей. С развитием монументальной архитектуры материалы лепных украшений постепенно переходили от древесины или других недолговечных материалов к более прочным, чаще всего из камня. В ходе этого постепенного перехода лепные украшения были сохранены как вопрос консерватизма или вкуса; в камне они были искусно выполненными и утонченными, способствуя порядку и богатству декоративной системы. Хотя их первоначальная структурная функция часто удовлетворялась другими средствами, лепные украшения в некотором смысле подразумевали структурную логику. От этого использования, лучше всего характеризуемого на примере архитектуры древней Греции, позднее стало возможным развить теории правильной формы и применения лепных украшений, согласно которым несколько основных форм были стандартизированы в учебниках архитектурного проектирования, в следующем порядке. Плоские или угловые: 1) карниз, торец или полоса представляют собой непрерывный элемент с плоской поверхностью, параллельной поверхности, которую он украшает, и выступающий из нее или слегка углубленный в нее; 2) багет или поясок представляют собой относительно узкую полосу, часто выступающую, обычно используемую для разделения изогнутых лепных украшений или их окончания сверху или у основания; 3) малка, или волнистый карниз, представляет собой наклонную полосу, карниз или багет; 4) скос является большой малкой. С одним изгибом: 1) выкружка — вогнутое лепное украшение с сечением, подобным четверти окружности, эллипса или похожей кривой; 2) лепное украшение скоция подобно выкружке, но имеет более глубокую вогнутость, выходящую за пределы поверхности, которую она украшает; 3) каннелюра — маленький паз полукруглой, сегментальной или подобной секции; 4) оволо, или четвертной валик, выпуклое лепное украшение, имеет сечение, подобное четверти окружности или эллипса; 5) торус, выпуклое лепное украшение, подобен полукругу или полу эллипсу; 6) завиток, или круглый валик, выпуклое лепное украшение, равное примерно трем четвертям окружности; 7) астрагал — это маленький торус; 8) лепное украшение апофига — это маленькая, преувеличенная выкружка. Сложные или составные: 1) гусек, выступающее лепное украшение, состоящее по существу из выкружки выше четвертного валика, или оволо, и образующее в сечении один непрерывный двойной изгиб, часто используемый как венчающий элемент. Когда он используется как основание, то выпуклая часть находится вверху; 2) каблучок, или синус — выступающее лепное украшение, которое по существу является полностью перевернутым гуськом, где оволо находится выше выкружки — используется для венца или основания; 3) клюв птицы, или большой паЛец, лепное украшение, по существу подобное каблучку, за исключением того, что верхняя выпуклость отделена от более низкой вогнутости острым ребром; 4) килевое лепное украшение представляет собой выступ, который похож на киль суд на, и состоит из стрельчатой арки с маленьким багетом, приложенным к его наиболее удаленной от середины поверхности. Основные профили лепных украшений традиционно были улучшены резьбой, выполненной под влиянием естественных форм. Зта резьба могла состоять из стилизованных форм в виде цветка или листа, геометрических рисунков, спиралей или комбинаций округленных и угловых форм вроде знакомых форм в виде яйца или стрелы. Комбинация основных профилей и декоративной резьбы создавала богатое разнообразие лепных украшений, которое использовалось западными архитекторами со времен древних греков.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную