ЛИПШИЦ, ЖАК

ЛИПШИЦ, ЖАК (Lipchitz, Jacques) (родился 22.08.1891, Друскеники [ныне Друскининкай], Литва, Россия — умер 26.05.1973, Капри, Италия), французский скульп тор литовского происхождения, стиль которого основан на принципах кубизма; один из основателей лишенной предметного изображения скульптуры.

В юности Липшиц улился на инженера в Вильно, Литва. Однако, переехав в 1909 году в Париж, он был настолько потрясен французским авангардным искусством, особенно кубизмом, что стал изучать скульптуру как средство постижения современного искусства. Отслужив непродолжительное время в Императорской русской армии (1912 — 1913), он вернулся в Париж, где вскоре занялся воплощением живописных исканий художниковкубистов в трехмерной скульптуре. Примером этого может служить работа “Моряк с гитарой” (1914, Художественная галерея Олбрайта Нокса, Буффало, НьюЙорк, США). Аналитически совершенствуя объем и форму в рамках кубизма, Липшиц работал исключительно с крупными кусками материала или с барельефными натюрмортами, которые он создавал многоцветными, придавая им сходство с картинами кубистов. Однако около 1925 года он занялся ваянием серии скульптур, известной как “прозрачные”. Эти бронзовые работы, такие, как “Арфист” (1928, коллекция миссис Т. Кейт сби Джонс, НьюЙорк, США), принадлежат к числу первых модернистских скульптур, раскрывающих эстетические возможности взаимопроникно вения фигур и масштабных пустот. Они оказали значительное влияние на направление развития скульптуры в последующей четверти столетия. Такие работы, как “Пара” (1928— 1929, Государственный музей КрёллерМюллер, Оттерло, Нидерланды), уже не столько стремятся к устойчивости, сколько передают непрерывное движение. В них скульптор пьь тается выразить чувство, а не просто решает скульп турную задачу, как в своих более ранних работах.

К моменту переезда в НьюЙорк в 1941 году Липшиц завоевал международную известность. Его новое увлечение духовными проблемами соединилось с вновь появившимся стремлением придать своим работам цельность. Это сочетание привело к созданию большого числа работ, в которых образное воплощение пламени прижато к земле массой материала, заставляя такие скульптуры, как “Молитва” (1943) и “Прометей, душащий орла II” (19551953, Уолкер артсентр, Миннеаполис, штат Миннесота, США), выглядеть как разросшийся куст. Его последняя и самая значительная работа “Беллерофонт, приручающий Пегаса” была предназначена для Колумбийского университета Нью-Йорка в 1977 году.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную