ЛЮДОВИКА XIV СТИЛЬ

ЛЮДОВИКА XIV СТИЛЬ (Louis XIV style), изобразительное искусство во Франции периода правления Людовика XIV (1638 — 1715). Наиболее влиятельным французским художником этого периода был Никола Пуссен. Несмотря на то, что Пуссен провел в Италии большую часть своей зрелой жизни, его парижские друзья заказывали ему работы, благодаря которым его классицизм стал известен французским художникам. В 1648 году художник Шарль Лебрен при содействии короля реформировал Королевскую академию живописи и скульптуры, создав организацию, которая диктовала стиль в искусстве в такой степени, что фактически контролировала благосостояние всех французских художников на протяжении всего периода правления Людовика XIV. Французская скульптура достигла нового расцвета именно в это время, после некоторого застоя первой половины столетия. Франсуа Жирардон был любимцем короля и создал несколько его скульптурных портретов, а также оформил могилу кардинала Ришелье. Антуан Куасевокс также получал королевские заказы, среди которых было надгробие кардинала Ма зарини, в то время как Пьер Пюже, работы которого были сильно подвержены влиянию итальянского барокко, не пользовался большой благосклонностью. На фабрике гобеленов, основанной Людовиком для производства роскошной мебели и предметов интерьера для королевских дворцов и общественных зданий, был разработан национальный декоративный стиль, который вскоре распространился и в соседних странах. Мебель, например, отделывалась черепашьим панцирем или деревом привозных пород, была инкрустирована металлическими сплавами и слоновой костью или сильно позолочена; тяжелые позолоченные бронзовые крепления защищали углы и другие части мебели от истирания и ударов, а также являлись украшени ем. Этот стиль в изготовлении мебели связывается с именем Андре Шарля Буля. Распространенные декоративные мотивы этого периода — раковины, сатиры, херувимы, фестоны и гирлянды, мифологические темы, картуши (декоративные рамки), завитки с лиственными мотивами и дельфины. Стремление короля сформировать устойчивый “национальный” стиль было представлено в архитектуре. 1665 год стал переломным моментом в истории французского искусства, поскольку именно в этом году Джан Лоренцо Бернини прибыл в Париж для того, чтобы спроектировать новый фасад для Лувра. Однако было решено, что итальянский стиль барокко несовместим с французским характером, и Лувр был перестроен в соответствии с новыми принципами французского классицизма. Лувр был задуман министром Людовика Кольбером; король был заинтересован в строительстве в Версале, где в 1660 годах он начал реставрацию старинного охотничьего домика, и построенный в результате этого дворец поразил весь мир. Никогда прежде один человек не делал попытки воплотить архитектурный план такого крупного масштаба. В результате появился шедевр строгого великолепия, и так как все искусство находилось под строгим контролем государства, каждый элемент Версаля был разработан так, чтобы гармонировать с целым. Несмотря на то, что обычно французы относят Версаль к архитектурным сооружениям в классическом стиле, считается, что он близок к строениям в стиле барокко, в котором всегда присутствует движение.

Не последнюю роль в Версале играет ландшафт. Андре Ленотр, величайший художник в истории европейской ландшафтной архитектуры, разработал для короля перспективы, фонтаны и многие другие элементы ландшафта. Версаль оказал огромное влияние на остальную Европу как в художественном, так и в психологическом плане, однако весь комплекс был настолько большим, что несмотря даже на чрезвычайно долгую жизнь Людовик XIV не дождался завершения строительства дворца.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную