ЛЮДОВИКА XVI СТИЛЬ

ЛЮДОВИКА XVI СТИЛЬ (Louis XVI style), изобразительное искусство во Франции в период правления (1774 — 1793) Людовика XVI, этот период фактически ознаменовал заключительный период стиля рококо и начало неоклассицизма. Преобладающим стилем в архитектуре, живописи, скульптуре и декоративном искусстве был неоклассицизм, который сформировался в течение последних лет жизни Людовика XV как реакция на излишества стиля рококо, а также частично под влиянием раскопок в античных городах Геркуланум и Помпеи в Италии и частично на основе призыва Жана Жака Руссо к “естественной” добродетели и подлинным чувствам. Один из наиболее драматических эпизодов в замене стиля рококо на неоклассицизм был разыгран в 1770 году в павильоне де Лувесьен мадам Дю барри. Ряд больших картин в стиле рококо художника Жана Оноре Фрагонара, изображающих “Развитие любви”, был убран почти сразу после их выставления и заменен рядом картин неоклассициста Жозефа Мари Вьена. Ученик Вьена Жак Луи Давид был самым значительным художником времен правления Людовика XVI; его жесткие композиции, напоминающие стиль более раннего художника Никола Пуссена, восхваляют республиканские добродетели. В период Французской революции Давид был депутатом и голосовал за смертную казнь короля. Передовым скульптором этого периода был Жан Антуан Гудон (1741 — 1828). Он создал портреты многих наиболее видных людей того времени, зачастую в классических тогах. Его нагая “Диана”, которая имеет несколько версий, является попыткой пробудить чувство восхищения классической греческой наготой. На основе роскошного стиля двора Людовика и королевы Марии Антуанетты развился квалифицированный стиль изготовления мебели. Принимая во внимание, что мебель изготавливалась в основном в стиле неоклассицизма (то есть прямые, простые линии и классические мотивы), работа была намного более сложной и тщательной, чем в любой другой период. Главными изготовителями мебели той эпохи были Жан Анри Ризнер и Бернард ван Ризенбург, которые выполняли заказы как для мадам Дюбарри, так и для королевы. Многие изготовители мебели, включая Ризнера, были немцами, которые тем не менее внесли существенный вклад в французские традиции изготовления мебели. Другие создатели предметов роскоши извлекали пользу из пристрастия придворных к подобным вещам, к их числу относится фарфоровая мануфактура в Севре.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную