МАНЦУ, ДЖАКОМО

МАНЦУ, ДЖАКОМО (Manzu, Giacomo), подлинное имя Джакомо Манцо (родился 22.12.1908, Бергамо, Италия — умер 17.01.1991, Ардеа), итальянский скульптор, который в середине 20 века возродил старинную традицию создания рельефных бронзовых храмовых дверей. Трезвый реализм и исключительно точная моделировка позволили скульптору добиться суровой жесткости и чувственности формы и поверхнос ти, что придало новый дух жизненности фигуративной бронзовой скульптуре. Манцу рано пришлось бро сить школу, чтобы обучиться ремеслу. Он попал в подмастерья к местному ремесленнику, который научил его резьбе по дереву и работе с камнем и металлом. После недолгой службы в итальянской армии (1927 1928) Манцу поехал в Париж, намереваясь заняться скульптурой, но через три недели пребыва ния там потерял сознание от голода и был отправлен домой в Италию. В те трудные годы он работал над различными темами, в том числе над разнообразными изображениями католических кардиналов. Обычно Манцу выполнял только одну отливку каждой своей работы, однако он создавал множество вариантов — часто самых разных размеров — произведений на излюбленные темы. В итоге такой работы появились более 50 фигур сидящих или стоящих кардиналов. Весьма известны также его поэтические скульптурные изображения женщин (цикл “Танцовщицы”, “Инге” и другие). Несмотря на антифашистское содержание некоторых работ скульптора, созданных незадолго до второй мировой войны, положение Манцу было достаточно прочным, и в 1940 году он был удостоен звания профессора скульптуры в Академии изящных искусств в Милане, где преподавал до 1954 года. Наиболее значимой работой Манцу времен войны является “Франческа”, фигура сидящей обнаженной женщины, получившая Гран при на Римском квардиеннале 1942 года.

В 1948 году скульптор получил первую премию в области итальянской скульптуры на Венецианском биеннале. Через два года Манцу получил заказ на создание монументальных бронзовых дверей для собора святого Петра в Риме; двери были освящены в 1964 году, после смерти Папы Иоанна XXIII, официальный портрет которого создал Манцу. Среди других заказов, выполненных Манцу, были двери Зальцбургского кафедрального собора (1954), двери церкви святого Лоренца в Роттердаме (1969) и рельеф “Мать и дитя” (1965) для Рокфеллерсентер в Нью-Йорке.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную