МАНСАР, ФРАНСУА (МАНСАР)

МАНСАР, ФРАНСУА (МАНСАР) (Mansart, Francis [Mansard]) (родился в январе 1598, Париж — умер в декабре 1666), архитектор, один из родоначальников классицизма в архитектуре барокко середины 17 века во Франции. Его здания отличают утонченность, элегантность, гармоничность. Наиболее известная его рабо та, сохранившаяся до наших дней, — дворец МезонЛаффит. Дед Мансара был каменщиком, а отец — плотником. Один его дядя был скульптором, а другой — архитектором. В 1610 году, после смерти отца, обучением Мансара занялся муж его старшей сестры, который был скульптором и архитекто ром. Позднее Мансара отдали в ученики Саломону де Броссу, выдающемуся и преуспевающему архитектору времен правления Генриха IV и регентства Марии Медичи, матери Людовика XIII Бросс оказал на Мансара сильное влияние. Первое десятилетие 17 века — закат карьеры де Бросса и начало деятельности Мансара — не могло быть более благоприятным для молодого архитектора. Восшествие на престол Генриха IV в Париже в 1594 году означало начало политического и социального подъема во Франции. Это нашло отражение в архитектуре, поскольку монархи хотели, чтобы их столица и дворцы отражали власть короны, буржуазия также заказывала комплексы ша то (загородные дворцы) и отели (городские особняки), которые должны были включать конюшни для лошадей, помещения для слуг, и при этом их утонченность была бы достойна короля и его свиты. Большинство клиентов Мансара были представителями среднего класса, которые разбогатели, находясь на службе у короля. Чтобы стать клиентом Мансара, требовалось очень много денег. Он не только разрабатывал планы, превышая всякие сметы, но и совершенствовал планировку — сносил построенное и перестраивал. По словам одного из современников, Мансар стоил одному из первых клиентов больше денег, чем было у самого “Великого Турка” 1623 год, когда Мансар спланировал фа сад часовни церкви Фейан на улице СенОноре в Париже (не сохранилась), считается началом его карьеры. Сохранилась только одна из ранних ра бот — дворец Баллеруа (начата в 1626) возле Байе, округ Кальвадос, построенный для Гастона, герцога Орлеанского, брата Людовика XIII. Двор цовый комплекс состоит из трех корпусов — массивное отдельное главное здание, к которому присоединены 2 меньших павильона. Один из фасадов главного здания выходит во двор, другой — в сад. Материалы и обработка стен характерны для многих зданий времен Генриха IV. Стены в основном из жел токоричневого кирпича с небольшим архитектурным орнаментом с выделенными белым камнем углами и рамами вокруг окон. В 1635 году Гастон поручил Мансару перестроить дворец в Блуа, построенный в 15—16 веках и служивший резиденцией трех королей. Мансар предложил полную перестройку, но было перестроено только северное крыло, выходящее в сады. Главное здание с прилегающими павильонами четко выделено классическим ордером (дорический у основания, ионический — второй этаж, коринфский — третий этаж). Вход в главное здание оформлен с обеих сторон колоннадой. Двускатная, высокая крыша названа по имени автора — мансарда (в действительности такая крыша использовалась французскими архитекторами и ранее). Детали — четкие и сдержанные, пропорции частей уравновешены.

В это же время Филипп де ля Врильер, королевский чиновник, заказал Мане а ру построить особняк в Париже (перестроен после смерти Мансара). Здание, известное по гравюрам, являлось блестящим примером умения Мансара приходить к искусному, достойному, гениальному решению проблемы строительства на участках неудобной формы. В 1642 году Рене де Лонгвиль, очень богатый финансист и хранитель королевской казны, поручил Мансару постройку дворца. Мезон ский дворец (теперь известный как Мезон Лаффит) в главном городе округа Эвелин уникален тем, что это единственная постройка, в которой сохранилась внутренняя отделка (главным украшением которой является величественная лестница). Симметричный план здания (так же, как и мансардной крыши) напоминает ранние дворцы Мансара, но уже с большим акцентом на рельефе. Центральная часть — отдельное здание с прямоугольным фронтисписом, выступающим вперед за счет нескольких ступенек. Два коротких крыла, примыкающих к главному зданию, выделяются на фоне его четких, непреры вающихся, прямоугольных деталей. По бокам каждого крыла — одноэтажные пристройки. Сдержанность четко разделяющихся прямоугольных деталей дает ощущение изящества и гармонии. Изза того, что сейчас здание окружено домами и дорогами, можно только представить, как благородно смотрелся дворец на фоне садов, спланированных Мансаром, в день открытия, на котором присутствовали Анна Австрийская и ее сын, принц Людовик XIV. Во время строительства дворца де Лонгвиль ощутил на себе упрямство, независимость, неуживчивость Мансара, но в день открытия он был рад, что выбрал именно этого архитектора, Вероятно, именно характер Мансара был виной его неудач, первой из них стал королевский заказ 1645 года, которого он лишился годом позже. Ан на Австрийская поручила Мансару разработать планы монастыря и церкви Валь де Грас в Париже, которую поклялась построить, если у нее родится сын. Когда расходы по закладке фундамента превысили смету, проект был передан Жану Лемерсье, который более или менее следовал первоначальному плану. Вместе с успехом Мансар приобрел множество врагов, которые обвиняли его в непостоянстве в строительстве и изменении проектов, в крайней экстравагантности и нечестности. В 1651 году пам флет “Мансарада” (возможно, написанный политическими врагами премьерминистра Мазарини, на которого работал Мансар) обвинил его в сделках с подрядчиками, изза чего Мансар лишился заказов. Но нападки не помешали Мансару работать на влиятельных людей. С восшествием на престол Людовика XIV в 1661 году клиентов становилось все меньше. Архитекторы, художники, скульпторы и ремесленники выполняли заказы по строительству, отделке и убранству дворцов короля. Когда в 1664 году Людовик решил закончить строительство Лувра, главный министр и главный хранитель здания, Жан Батист Кольбер, поручил Мансару спланировать восточное крыло (крыло с колоннами). Возможно, изза того, что Мансар не мог пообещать придерживаться единого плана, он и потерял заказ. В 1665 году Кольбер снова дал Мансару заказ — в этот раз план часовни для королевской усыпальницы Бурбонов, которую было задумано построить в конце базилики святой Денизы. Мансар разработал проект (так и не осуществленный) центрального, куполообразного здания, которое позже вдохновило внука Мансара Жюля Ардуана Мансара на возведение купола собора Инвалидов. Ко времени кончины Мансара мир значительно изменился в сравнении с тем, каким он был в начале карьеры архитектора. Франция стала центром Европы не только в политическом отношении, но и в вопросах культуры и вкуса. Французские архитекторы, художники, мастера обучались и затем работали на короля с единственной целью: прославление государства в лице короля, который провозгласил себя государством. Но мир стал другим благодаря деятельности независимого и неповторимого гения Франсуа Мансара.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную