МИС ВАН ДЕР РОЭ, ЛЮДВИГ

МИС ВАН ДЕР РОЭ, ЛЮДВИГ (Mies van der Rohe, Ludwig), настоящее имя Мария Людвиг Михаэль Мис (родился 27.03.1886, Ахен, Германия — умер 17.08.1969, Чикаго, Иллинойс, Соединенные Штаты), американский архитектор немецкого происхождения, прямолинейные формы архитектуры которого. обладающие элегантной простотой, упростили Международный стиль. Раннее обучение и влияние. Людвиг Мис (он взял фамилию матери, ван дер Роэ, когда упрочился в профессии архитектора) был сыном масона, владевшего камнерезной мастерской. Мис помогал отцу на строительных площадках, однако никогда не получил официального архитектурного образования. В возрасте 15 лет он был отдан на учение к нескольким ахенским архитекторам, где рисовал наброски архитектурных орнаментов, которые штукатуры потом использовали в строительных отделках. Эта работа развила в нем навыки черчения, которые он затем использовал для создания одних из лучших архитектурных творений своего времени. В 1905 году в возрасте 19 лет Мис поехал работать архитектором в Берлин, но вскоре он бросил работу, чтобы стать подмастерьем Бруно Пола, ведущего мебельного дизайнера, который работал в стиле того периода “ар ну во”. Два года спустя получил свои первый заказ, пригородный дом в традиционном стиле. Прекрасное исполнение так впечатлило Питера Беренса, самого прогрессивного немецкого архитектора того времени, что он предложил 21летнему Ми су работу в своем офисе, где примерно в то же время начинали Вальтер Гропиус и Ле Корбюзье. Беренс был ведущим членом Немецкого Веркбунда, и с его помошью Мис наладил связи с этой организацией художников и мастеров, которые пропагандировали “брак между искусством и технологией”. Члены Веркбунда рисовали в своем воображении новую дизайнерскую традицию, которая придаст очертание и значение вещам, сделанным с помощью машин, включая здания. Этот новый “функциональный” дизайн для промышленного века вызвал появление Гезамт культур, новой универсальной культуры в полностью переделанной человеком окружающей среде. Эти идеи породили “совре менное” движение в архитектуре, которое вскоре достигло высшей точки развития в так называемом Международном стиле современной архитектуры. Бернс подражал чистым, смелым и простым неоклассическим формам Карла Фридриха Шинкеля, немецкого архитектора начала 19 века, что повлияло на творчество Миса в Берлине. Именно Шинкель сыграл решающую роль в поиске Мисом архитектуры Гезамткультур. На протяжении всей своей жизни элегантная чистота строений Шинкеля казалась Мису воплощением наиболее идеальных форм урбанистической среды 20 века. Важное влияние на взгляды архитектора оказал Хендрик Петрюс Бер лаге, основатель современной датской архитектуры, с которым Мис познакомился в 1911 году. Работы Берлаге привили Мису любовь к кирпичу, и датский мастер философии внушил ему кредо “архитектурной целостности” и “структурной прямоты”. Придерживаясь этих взглядов, Мис, в конечном счете, пошел дальше, чем ктолибо другой, делая скорее действительную, чем кажущуюся или преувеличенную опору своих зданий их главными архитектурными чертами. Работа после первой ми ровой войны. Во время первой мировой войны Мис служил рядовым, строя мосты и дороги на Балканах. Когда он вер нулся в Берлин в 1918 году, крушение германской империи и рождение демократической республики Веймар вызвало громадный взрыв нового творчества среди современных художников и архитекторов. Архитектура, изобразительное искусство и скульптура в соответствии с манифестом Баухауза — авангардной школой искусств, только что основанной в Веймаре, — были не только движением по направлению к новым формам выражения, но и стали международными. Мис присоединился к нескольким модернистским архитекторским группам того времени и организовал множество выставок, однако строить ему фактически было нечего. Самое выдающееся здание того периода — экспрессионистский мемориал в память убитых коммунистических лидеров Карла Либкнехта и Розы Люксембург, созданный в 1926 году, был разрушен фашистами. Самые важные работы Миса тех лет остались на бумаге. Фактически, эти теоретические проекты, представленные в сериях рисунков и эскизов, которые сейчас хранятся в НьюЙоркском музее современного искусства, наметили общее представление о его более поздних работах. Офисное здание Фридрихштрассе (1919) было одним из первых проектов сооружений из стали и стекла и заложило принцип Миса — конструкция “кожа и кости”. В “Стеклянном небоскребе” (1921) нашла воплощение идея небоскреба из стекла, чей прозрачный фасад открывает лежащий в основе здания стальной каркас. Оба этих архитектурных дизайна были бесспорны в своей простоте. Другие теоретические наброски исследовали возможности бетонных и кирпичных конструкций, форм де Стила и концепций Френка Ллойда Райта. Несколько не построенных зданий превзошли их в разнообразии идей и влиянии на развитие архитектуры того времени. Это стало очевидным на первой послевоенной выставке Веркбунда в Вай сенгофе в 1927 году. Выставка состояла из демонстрации проекта жилищного строительства, созданного Мисом, который вскоре стал вицепрезидентом Веркбунда. 16 ведущих европейских модернистских архитекторов, включая Ле Корбюзье и самого Миса, спроектировали в общей сложности 33 различных здания, в том числе и жилых дома. Главным образом Вейсен гоф продемонстрировал, что различные архитекторские группировки слились в единое движение — родился Международный стиль. Несмотря на свою непопулярность, выставка явилась переломным моментом, и европейская элита внезапно начала заказывать современные виллы, такие как ТугендхатХаус (1930) в Брно, Чехия, спроектированная Мисом. Возможно, самым известным проектом в межвоен ный период в Европе был Немецкий павильон (также известный как Барселонский павильон), который был заказан немецким пра вительством для Международной выставки в Барселоне в 1929 году. Он представлял последовательность изумительных пространств на травертиновой платформе размером 53,6x17 м, частично под тонкой крышей, частично снаружи, поддерживаемой колоннами из хромирован ной стали. Пространства ограничивались стенами из оникса цвета меда, зеленого тинианового мрамора и матового стекла, и ничего не содержали, кроме стоящей внутри обнаженной скульптуры и нескольких стульев, которые Мис спроектировал для павильона. Эти консольные стальные стулья, известные как Барселонские стулья, стали истинным классическим дизайном мебели 20 века. В 1930 году Мис был назначен директором Баухауза, который переехал из Веймара в Дессау в 1925 году. В связи с наступлением нацизма и мятежами студентов, школа была в состоянии непре кращающегося беспорядка. Продолжая работать на должности администратора, Мис завоевал уважение как строгий и справедливый учитель. Когда фашисты в 1933 году закрыли школу, Мис несколько месяцев пытался продолжить ее работу в Берлине. Но развитие современного дизайна было так же безнадежно в тоталитарном государстве Гитлера, как и политическая свобода. Мис провозгласил конец Баухауза в Берлине в конце 1933 года, прежде чем его закрыли фашисты.

Мис в Америке. Четыре года спустя, в 1937 году — после работы над проектами, которые в основном никогда не были воплощены в жизнь, Мис уехал в США. Вскоре после переезда в Америку он был назначен директором Архитектурной школы в Чикагском Военном Институте (позже в Иллиной ском Технологическом Институте). Мис работал в качестве директора школы в течение следующих 20 лет, и, ко времени его ухода в отставку в 1958 году, школа стала всемирно известной благодаря своим методам обучения, а также благодаря школьному городку, проект которого Мис разработал в 1939— 1941 годах. Кубическая простота, характерная для зданий, соответствовала разнообразным запросам школы. Использование стального каркаса, больших стеклянных поверхностей отражало мотивы городка. Основным используемым материалом был желтокоричневый кирпич. Многие заказы, которые получал его архитекторский офис после второй мировой войны, давали Мису уникальные возможности реализовать крупные промышленные проекты, среди которых несколько многоэтажных зданий, представлявших собой стальные скелеты, заключенные в стеклянную оболочку. Среди таких основных заказов были Промон ториАпартментс в Чикаго (1949), ЛэйкШорДрайв Апартментс (1949 — 1951) в том же городе и Сигрем Билдинг (1956—1958) в НьюЙорке, многоэтажное офисное .здание с экстерьером из стекла, бронзы и мрамора, которое Мис разработал вместе с Филиппом Джонсоном. Эти здания являются примерами известного принципа Миса: “меньше — значит больше” — и демонстрируют строгое и прямолинейное использование большинства современных материалов, исключительное чувство пропорции и критичное отношение к деталям. Международный стиль, признавая Миса своим ведущим специалистом, в то время достиг зенита своего развития. Соединенные Штаты в 1950 годы верили в материалы и технологии, которые казались похожими на ранние немецкие представления о Гезамткультуре. Под влиянием Миса по всем Соединенным Штатам и, несомненно, по всему миру возникли офисные здания из стекла и стали. Поздняя, работа. В 1960 годы Мис продолжал создавать прекрасные строения, среди них Бакарди Бил динг в Мехико (1961); офисное здание Уан Чарлз Сэнтэ в Балтиморе (1963); Федеральный Центр в Чикаго (1964); Общественная Библиотека в Вашингтоне (1967) , и, в наиболее мисовском стиле, Галерея 20 века (позже названная “Ныо Нэшнл Гэллери”) в Берлине, созданная в 1968 году. Будучи полным человеком, который страдал от артрита, Мис продолжал жить в одиночестве в просторных апар таментах старинного здания близ озера Мичиган в Чикаго до своей смерти в 1969 году. Хотя у Миса было много последователей, наибольшее значение имело его косвенное влияние. Он единственный современный архитектор, который сформулировал уникальный архитектурный закон, и офисные здания всего мира являются отголоском его концепций. Его работы в конце концов были подвержены критике в 1970х годах за жесткость, холодность и анонимность, но это был публичный выбор Миса — признать сущность индустриального общества 20 века и выразить это в своей архитектуре.








АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную