НЕБОСКРЕБ

НЕБОСКРЕБ (skyscraper), очень высокое многоэтажное здание. Впервые на звание было употреблено в 1880 годах вскоре после того, как в Соединенных Штатах Америки были построены первые высотные строения. Разработка небоскребов стала результатом сочетания технологическо го прогресса с развитием общества. Слово “небоскреб” первоначально применяли к зданиям, у которых было от десяти до двадцати этажей, но к концу 20 века это слово стало употребляться для описания зданий необычной высоты, как правило, в них было более 40 или 50 этажей. Изза роста городской торговли в США во второй половине 19 века появилась потребность в увеличении пространства для бизнеса в городах.

В связи со сборкой первого безопасного для пассажиров лифта (в универмаге Хогвоут, НьюЙорк) в 1857 году появилась практическая возможность возведения более чем четырех или пятиэтажных зданий. Хотя первые небоскребы держались на очень толстом слое каменной кладки на земле, архитекторы вскоре смогли применить каркасы из чугуна и закаленной стали для поддержания веса верхних этажей, освободив при этом больше пространства на нижних этажах. Джеймс Богардис построил Чугунное здание (1848 год, НьюЙорк) с жестким чугунным каркасом, который обеспечивал основную поддержку верхних этажей и крыши. Однако лишь бессемеровский процесс изготовления стали, впервые использованный в Соединенных Штатах Америки в I860 годах, позволил произвести революцию в конструировании и строительстве небоскребов. Так как сталь прочнее и легче чугуна, использование стального каркаса сделало возможным сооружение действительно высоких зданий. Впервые конструкция со стальными балками была использована Уилья мом Ле Бароном Дженни для построения десятиэтажного здания страховой компании в Чикаго в 1885 году. В небоскребах Дженни также впервые были применены стены на завесах с наружным покрытием из камня или другого материала, которые выдерживали свой собственный вес и крепились к стальным конструкциям. Структурно небоскребы состоят из фундамента из устоев под землей, суперструктуры из колонн и балок над землей и стен на завесах, прикрепленных к балкам. Изза возрастания плотности населения на городских территориях увеличилась потребность в зданиях, которые больше росли вверх, чем вширь. Небоскреб, который первоначально был видом коммерческой архитектуры, начал использоваться в Соединенных Штатах Америки и по всему миру для обеспечения населения жильем. Проекты и оформление небоскребов в своем развитии прошли через несколько стадий. Дженни и его протеже Луис Салливен проектировали свои здания так, чтобы подчеркнуть их высоту, устанавливали колонны от основания до свеса. Однако в этих зданиях сохранились черты ранних стилей. Как часть неоклассического возрождения можно привести в пример небоскребы, спроектированные фирмой “Макким, Мид энд Уайт”, в которых использовались образцы классических греческих колонн. Здание Компании по страхованию жизни в НьюЙорке (1909) архитектора Наполеона Ле Бруна было построено по образцу колокольни Собора святого Марка в Венеции. Здание Вулворт (1913), спроектированное Гассом Джилбертом, является главным примером не оготического оформления. Даже художественное украшение резьбой таких небоскребов, как здание Крайслера (1930), “Эм пайр стейт билдинг” (1931) и здание Рокфеллеровского центра (RSA) (1931) в НьюЙорке, которые считались настолько современными, насколько новыми были их технологии, сейчас рассматриваются как имеющие больше сходства с древними орнаментными украшениями, чем с действительно современным дизайном. Международный стиль со своей абсолютной простотой, кажется, наилучшим образом подходит для небоскребов, и во время нескольких десятилетии после второй мировой войны он преобладал. Его выдающимися ранними примерами явля ются здания Сигрэм (1958) в НьюЙорке и жилой дом ЛейкШорДрайв (1951) в Чикаго. Абсолютная вертикальность и стеклянные стены этого стиля стали отличительным признаком ультрамодной городской жизни во многих странах. Однако в 1970 годах были сделаны попытки вернуть гуманистический элемент в городскую архитектуру. Так, региональные постановления муниципалитета поощряли сосредоточение площадей и парков вокруг оснований даже самых высоких небоскребов, в то время как местные законы первых десятилетий 20 века были направлены на то, чтобы не допустить превращения улиц в бессолнечные каньоны, и призывали к построению более низких домов. Башниофисы, такие как Всемирный торговый центр (1970 — 1977) в НьюЙорке и здание Сирс (1973) в Чикаго, все еще продолжают строить, но большинство из них, такие как центр Си тикорт (1978) в НьюЙорке, представляют собой оживленное и новое пространство для развлечений и хождения по магазинам на нижних этажах. Другим общественным фактором, влияющим на оформление и конструкцию небоскребов в конце 20 века, была потребность в сохранении энергии. Раньше изза запечатанных окон существовала необходимость постоянного проветривания или охлаждения, ныне эта проблема решается путем установки в средневысотных зданиях действующих окон и стеклянных стен, тонированных для отражения солнечных лучей. Также, возможно, как реакция на строгость международного стиля, в 1980 году началось возвращение к классическому оформлению, такому как у здания компании “AT&T” (1982) архитектора Филиппа Джонсона в Нью-Йорке.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную