НЕФ

НЕФ (nave), центральная и главная часть христианского храма, вытянутая от входа (притвора) к тран септам (в крестообразных церквах поперечный придел пересекает неф спере ди от алтаря), или при отсутствии трансептов, — к святилищу (месту спереди от алтаря). В базиликах, где имеются боковые приделы, нефом называется только центральный придел. Неф — это та часть церкви, где можно находиться мирянам, в отличие от алтаря, хоров и пресвитерии, которые предназначены только для хора и духовенства. Эти обе части могут быть разделены ширмами или пери лами, называемыми кап целли. Термин “неф” про исходит от латинского слова navis, означающего “корабль” ; предполагается, что такое название дано с целью подчеркнуть зна чение главной части церковного здания, поскольку корабль был утвержден в качестве символа церкви.

Форма нефа была заимствована первыми христианскими зодчими с базилики Римского зала правосудия. Нефы в раннехристианских базиликах обычно освещались через ряды окон, расположенных у потолка, называемых клересторией. Главный, центральный объем был обычно фланкирован с каждой стороны одним или двумя приделами, как в Старой базилике святого Петра (330 и. э.) и церкви СанПаоло Фьо ри ле Мура (380), обе в Риме. До романского и готического периодов неф обычно покрывался плоской деревянной кровлей, затем почти во всех крупнейших храмах Северной Европы стали возво диться каменные своды. Средневековые храмы обычно разделялись на много пролетов, или отделов, создававшими благодаря повторяемости форм иллюзию большой протя женности. Обычное средневековое разделение стены нефа на цокольную аркаду, кафедру (сводчатое пространство галереи над боковыми приделами), иногда аркадутрилистника (глухая или открытая ар када между трибуной и клересторией) стало значительно более разнооб разным в период Ренессанса. Например, что было более распространено, в храме СанЛоренцо (Флоренция, 1421 —1429), построенном Филиппо Брунеллески, трибуна и трилистник отсутствовали, а стена нефа разделялась только на аркаду и клересторию. В период Ренессанса неф также разделялся на небольшие пролеты, дававшие ощущение свободного пространства и гармонии между высотой, длиной и шириной. Исключительные по выразительности эффекты, такие как отчетливая вертикальность готических соборов, например, Реймсского собора (заложен около 1211), обусловили более рациональные трактовки пространства нефа; в них не подчеркивалось ни одно пространственное ощущение или акцент. Прекрасным примером этого является Кафедральный собор святого Павла в Лондоне (1675 — 1711), перестроенный Кристофером Реном после большого пожара 1666 года.




АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную