НЕРВИ, ПЬЕР ЛУИДЖИ

НЕРВИ, ПЬЕР ЛУИДЖИ (Nervi, Pier Luigi) (родился 21.06.1891, Сондрио, Италия — умер 09.01.1979, Рим), итальянский инженер и архитектор, который получил всемирную известность благодаря своей технической изобретательности и драматизму дизайна, особенно в применении в сооружениях, построенных из армированного бетона, больших пространств между пролетами. Среди его основных работ можно отметить изготовленную заводским способом 309футовую мостовую арку для выставки в Пурине (1949 — 1950), а также первый небоскреб в Италии — здание Пирели (1955) в Милане, спроектированного в сотрудничестве с другим архитектором. В 1913 году Нерви закончил университет Болоньи. Во время первой мировой войны он служил в чине лейтенанта в инженерных войсках итальянской армии. После войны Нерви работал инженером в Болоньи и Флоренции.

В период с 1926 по 1927 год он спроектировал свое первое значительное здание — кинотеатр в Неаполе, а затем муниципальный стадион (стадион Берта) во Флоренции, который был построен в 1930—1932 годах. В 1932 году’Нерви и его двоюродный брат в Риме основали подрядную фирму “Нерви и Бар томи'% с которой он работал до конца своей карьеры. В 1935 году Итальянские военновоздушные силы проводили конкурс на строительство ангаров на всей территории Италии. Нерви получил заказ на строительство этих ангаров, задумав их в виде бетонных сводов с огромными пролетами, которые можно было построить с наименьшими затратами. С 1935 по 1941 год он строил ангары в Обетелло, Орието и ТорредельЛаго. Все эти сооружения были уничтожены во время второй мировой войны. Каждая из этих ранних работ Нерви демонстрирует рост концептуального дизайна, который стал результатом непрерывного поиска архитектором новых решений строительных проблем.

Его творчество не ограничивалось проектированием зданий во время второй мировой войны. Нерви пытался создать корабли, сделанные из бетона для итальянских военноморских сил, однако этот про ект так и ке был завершен. После окончания войны Нерви преуспел в строительстве 165тонной моторной бетонированной парусной шлюпки с корпусом в 3,6 см в толщину. Она получила название “Ирен” в честь его жены. Потом Нерви построил 11,6метровое небольшое двухмачтовое судно (кеч) “ Нен нель”, у которого толщина корпуса составляла только 1,3 см. Для этих кораблей он применил forrocemento, материал его собственного изобретения, состоящий из сильно армированного плотного бетона с равномерно распределенными стальными ячейками, которые придавали Материалу как легкость, так и прочность. Этот материал пригодился для проекта комплекса Неври, который он построил для Выставки в Турине в 1949—1950 годах. Он представляет собой сделанные фабричным способом сооружение в виде рифленой цилиндрической арки с расстоянием между опорами в 93 м. стоящей на агрегатирован ных компонентах из стекла и ferrocemento. Без строительных качеств этого материала идея была бы невыполнима. В этом, как и других его проектах, присутствовало тесное взаимоотношение идеи и выполнения. Близкая взаимосвязь между работой Нерви и его аскетической жизнью была очевидна. И то и другое было названо скромным, но полным страсти. Решения строительных задач всегда были прямыми. Его работы практически не подверглись изменениям во вкусах, которые сопровождают приход новых форм в архитектуре. Занимая с 1947 года должность профессора в Римском университете, Нерви учил, что проектировщик может получить верное решение тремя способами: вопервых, пониманием чистой гармонии законов физического мира, которые управляют равновесием силы и сопротивлением материала, вовторых, искренним объяснением основных составных частей каждой проблемы и, втретьих, отказом от скованности найденными в прошлом решениями. В 1950 году, когда руководящий орган Организации ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) принял решение построить новую штаб квартиру в Париже, Нерви стал одним из выбранных архитекторов. Марсель Бреуе, один из архитекторов, участвовавших вместе с Нерви в проектировании здания штабквартиры организа пии, описал участие Нерви в проекте как “постоянный поиск системы: системы ге ометрического ритма”, а позже он сказал о Нерви: “Если существует представление о том, что высокомерие и безрассудная безответственность являются неотъемлемыми чертами гения, представление о том, что быть гением, значит не быть спокойным человеком, то Нерви, который опровергает это представление”. В 1955 году вместе с группой архитекторов Нерви помогает проектировать первый небоскреб в Италии, здание Пирелли. Это было первое здание, в котором использовалась структура с длинными пролетами, имевшая длину 25 м. Несмотря на то что архитекторы и инженеры в США имели большой опыт в проектировании и строительстве небоскребов, они неизменно проектировали их вокруг каркаса, состоящего из ряда меньших пролетов. Для Пирелли Нерви использовал экспериментальные образцы (впрочем он так часто поступал), которые он подверг испытанию в лаборатории в Бергамо. Второй небоскреб, спроектированный в сотрудничестве с другими архитекторами, Нерви построил в Монрале, третий — Австралийский квадрат (19621969, Сидней) представляет собой цилиндрическую башню в 50 этажей. В то время это было самое высокое бетонное сооружение в мире. В 1957 и 1958—1959 годах Нерви спроектировал два спортивных дворца для Олимпийских игр 1960 года в Риме. Свое первое сооружение в Соединенных Штатах Нерви построил по заказу Порта властей НьюЙорка. Это был автобусный терминал Джордж Вашингтон бридж в Манхэттене, построенный в 1961 — 1962 годах. В последствии Нерви спроектировал сборного типа сводчатый закрытый манеж для колледжа Дармут в НьюГемпшире (1961 — 1962) и в сотрудничестве с Пьетро Балл учи кафедральный собор в Сан-Франциско, его 4 верти кально направленные поверхности впечатляюще окружают вертикальную поверхность главного нефа.

В 1961 году Гарвардский университет принял Нерви на кафедру поэзии имени Чарлза Элиота Нортона, а в 1963 году наградил его почетной степенью. Позже Нерви получил золотую медаль Американского института архитекторов в знак признания его работ. После периода напряженной практики в Италии и за границей Нерви в конце 1960 годов меньше занимается строительством. При содействии двух своих сыновей, Антонио, строительного инженера, и Марио, архитектора, Нерви свел свою деятельность в основном только к проектированию. С этого момента все большее число его проектов было сделано вместе с иностранными архитекторами. Хотя эстетическая сторона мало волновала Нерви, многие из его работ весьма поэтичны. Созданные им здания и сооружения обладают удивительной выразительной силой, как в геометрии многоэтажного панельного строения шерстяной фабрики Гатти (1953) в Риме и полуэтажа Дворца труда в Турине. Используя взаимопроникающие плоскости, складывающиеся и наклоненные пластины, а также неправильные поверхности, Нерви ввел новый трехмерный лексикон в архитектурное проектирование. Он напоминал архитекторам, что “материалы, статика, технология строительства, экономически выгодная рентабельность и функциональная потребность — вот словарь архитектурной речи”. Вклад Нерви сравнивается с вкладом другого строителя, работа которого принесла революцию в архитектуру — с Джозефом Пакстоном (он построил Хрустальный дворец для Большой выставки в Лондоне 1851 года). В обоих случаях очень рациональные и новые здания стали результатом постоянного процесса поиска и развития с акцентом на модульное строительство, заводское изготовление и боль шую физическую и визуальную легкость.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную