НОЙМАН, БАЛТАСАР

НОЙМАН, БАЛТАСАР (Neumann Balthasar), полное имя Иоганн Балтасар Нойман (родился в 1687, Эгер, Богемия, Австрий ское Габсбургское владение [ныне Хеб, Чешская Республика] — умер 19.08.1753, Вюрцбург [Германия]), немецкий архитектор, выдающийся представитель стиля позднего барокко. Нойман был отдан в ученики к плавильщику колоколов, а в 1711 году он эмигрировал в Вюрцбург, где, после ра боты над военными укреплениями, получил покровительство правящего городом князяепископа, представителя семьи Шен борна. В 1719 году возглавил строительство первого этажа нового дворца епископа в Вюрцбурге. Вскоре ему поручили планирование и строительство всего здания. Работа над дворцом продолжалась с перерывами и после смерти Ноймана в 1753 году, хотя уже к 40 годам 18 века здание в достаточной степени было готово для работы в нем художника Г. Б. Гиероло, который должен был украсить огромные потолки дворца. Нойман также проектировал другие здания, начиная в 20 годах 18 века с часовни Шенборна (1721 — 1736) в кафедральном соборе Вюрцбурга, затем он работал над церковью в Хольцкиркене (1726 — 1730) за пределами Вюрцбурга, а также над аббатской церковью в Мюнштершварцах (1724 — 1743). Кроме того, Нойман строил дома для других членов семьи Шен борн. В конечном счете, он был поставлен во главе ру ководства всеми основными строительными проектами Вюрцбурга и Батберга, включая дворцы, общественные здания, мосты, водные системы, а также более десятка церквей. Нойман проектировал многочисленные дворцы для семьи Шенборн, включая дворцы для епископа в Бруксале (1728— 1750) и Вернеке (около 1733— 1745). В 1740 году он создал свой шедевр — паломническую церковь в Вирценхайлиген (1743 — 1753), а также паломническую церковь, известную как Кеппель (1740—1752) возле Вюрцбурга, и аббатскую церковь возле Нере шайма (1747 —1753). Ной ман был прекрасным мастером композиции внутренних помещений церквей и дворцов. Стены и колонны в построенных им зданиях уменьшены, скрыты или наоборот открыты для создания потрясающего, часто игривого эффекта, сохраняя, тем не менее, чувство симметрии и гармонии. Нойман искусно использовал купола и цилиндрический свод для создания последовательности округлых и овальных пространств, легкость и воздушная элегантность которых подчеркивалась потоком дневного света, льющегося через огромные окна. Свободное и яркое взаимодействие этих элементов подчеркивается использованием гипсовых украшений, позолоты, скульптуры, а также стенными и потолочными фресками.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную