ОКНО

ОКНО (window), проем в стене здания для доступа внутрь его воздуха и света. Часто окна также делаются для декоративных целей. Еще с древнейших времен на окнах устанавливались решетки из камня, дерева или металла или панели из стекла или других пропускающих свет материалов, как, например, слюды или, как на Дальнем Востоке, из бумаги. В современные окна почти всегда вставляют стекло, хотя в некоторых случаях используют прозрачный пластик. Окно в раме, сдвигающейся в вертикальном направлении, называется подъемным окном или окном с раздвижными переплетами (в странах континентальной Европы называемое “английским окном”). Такое подъемное окно может быть с одним, либо двумя подвижными переплетами. Створное окно открывается в горизонтальном направлении и подвешивается на петлях. Окна являются очень древним изобретением человечества и, вероятно, появились одновременно с развитием постоянного и огороженного жилища. Изображение окон появляется уже в древней росписи стен в Египте и на древнеассирийских рельефах. На египетских изображениях показаны проемы в стенах сооружений, прикрытых такими же циновками, как и двери. Ассирийские окна почти всегда были больше в ширину, чем в высоту, и разделены небольшими стойками. Приверженность древних греков к структуре дома, построенного вокруг дворика, привела к почти полному исчезновению окон в их архитектуре, поскольку каждая комната освещалась через дверь, ведущую в центральный дворик с колоннами. Однако в период империи в Риме впервые появляются окна, о которых определенно можно сказать, что они были застекленными, а в Помпеях, как и в других местах, были найдены фрагменты стекла в бронзовой раме. Более того, очевидно, что огромные окна в римских банях должны были быть какимто образом защищены для того, чтобы предотвратить утечку тепла. Общепринятой гипотезой является то, что верхний ряд этих огромных окон, освещающих хоры, изначально закрывался рамами из бронзы, которые разделяли весь проем на маленькие участки, в каждом из которых была укреплена стеклянная панель. В целом, однако, застекленные окна были очень редкими в Древнем Риме, и для заполнения проемов чаще всего использовались мрамор, слюда и раковины.

В ранних христианских и византийских церквах окна стали более многочисленными и часто были застекленными. Так, известно, что в окна Собора святой Софии в Константинополе, строительство которого началось в 532 году, были вставлены мраморные рамы с выбитыми в них и застекленными фрагментами. Строители исламских мечетей переняли эту византийскую методику небольших кусков стекла, вставленных в рамы в каменной кладке, и, заменяя в раме цемент мрамором, добивались большой свободы и богатства рисунка, так же как и использование стекла различного цвета в небольших отверстиях давало в результате великолепный эффект. Мусульманские строители в Египте и Сирии также разработали чрезвычайно богатый тип домашнего окна, которое обычно было незастекленным. Оно состояло из открывающегося на консолях деревянного остова, полностью заполненного замысловатой решетчатой конструкцией, выполненной из резных, изогнутых веретенообразных прутиков. Однако в Западной и Северной Европе только в 12 — 13 веках методика применения окрашенного стекла достигла самых вершин совершенства. Вместо мрамора или цемента для разделения разноцветных кусочков стекла европейские оконных дел мастера использовали полоски свинца или свинцовые горбыльки. Благодаря пластичности свинцовым горбылькам можно было придать любую форму. Таким образом стало возможным украсить окна готических соборов очень детализированными мозаичными рисунками. Более того, с внедрением средника окна из камня (изящная вертикальная поддержка, разделяющая застекленные участки) и системы ажурных работ приблизительно в 1250 годах церковные окна стали значительно большими. Арочное окно, которое в течение византийского периода пришло на смену сегментному или прямоугольному окну, распространенному в римские времена, стало определяющей формой крупных каменных сооружений в средневековой европейской и мусульманской архитектуре. В жилых домах окна чаще всего были прямоугольными и закрывались жалюзи, сетками или решетками. Однако все большее удешевление оконного стекла в позднее средневековье в Европе и разработка готовых застекленных оконных рам привела к постепенному увеличению числа застекленных окон в жилых и общественных зданиях.

В связи с тем, что оконные рамы были небольшими, стремление к большему количеству света и воздуха удовлетворялось использованием средников окна, а также поперечных распорок для укрепления больших оконных проемов. Первоначально оконные рамы устанавливались только в верхней части окна, тогда как нижняя его часть попрежнему закрывалась жалюзи. Однако к 15 веку массивные жалюзи были заменены на весными на петлях застекленными оконными рамами или створными оконными переплетами, что привело к стандартному использованию прямоугольных оконных проемов во всех типах зданий изза того, что в них легко можно было устанавливать створный оконный переплет. В период высокого Ренессанса в Италии и Франции оконные проемы соответствовали классическим пропорциям и разделялись ординарным средником окна и одной поперечной перекладиной, образовывая форму креста. Часто они украшались архитравом, карнизом и фронтоном. Иногда по бокам добавлялись колонны и пилястры. В период барокко эти декоративные элементы окна часто искусно и богато украшались завитками и орнаментами с фантастическими картушами, консолями, масками и человеческими фигурами. В период позднего Ренессанса во Франции был разработан и выпускался тип большого створного оконного переплета, который с тех пор остался общепринятой формой окна в странах континентальной Европы и в просторечии называется “французским окном”. В окне этого типа проем является длинным — часто простираясь до самого пола — и относительно узким и застеклен двумя большими навесными деревянными оконными рамами, которые свободно открываются в сторону, каждая из них разделяется на три или более относительно больших участка. Для безопасности снаружи делается чугунная ограда или каменная балюстрада. В 17 веке в Англии было разработано сдвигающееся в вертикальном направлении подъемное окно с одним или двумя подвижными переплетами, которое стало стандартным в этой стране, а также в США в 18—19 веках.

В современной архитектуре воздействие промышленности на многие процессы строительства привело к применению металлических рам в большинстве случаев жилищного домостроения и позволяет сделать еще большую площадь остекления. Окна часто бывают от стены до стены и от потолка до пола, а при наличии в здании системы кондиционирования воздуха в них больше не делается открывающихся оконных рам. Витрины и другие большие поверхности из стекла подобного типа фактически являются одновременно окнами и стенами; и для того, чтобы выдержать боковое давление ветра, должны иметь предписанную толщину на единицу площади в зависимости от подвергаемой воздействию ветра площади. Небоскребы полностью покрываются стеклом; хотя первоначально эта оконная обшивка была просто “ненесу щей стеной” или неоткры ваемыми окнами, в последующем требования по энергосбережению сделали необходимым применение открываемых и часто окрашенных секций в таких стеклянных стенах. Современные окна часто делаются с двойными или тройными стеклами, разделенными для целей изоляции прослойками воздуха.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную