ОРДЕР АРХИТЕКТУРНЫЙ

ОРДЕР АРХИТЕКТУРНЫЙ (order), в любом из стилей классической и неоклассической архитектуры сочетание колонн и антаблементов, которые эти стили используют в качестве основного несущего элемента. Колонна состоит из ствола колонны, базы и ка пителя. Колонна поддерживает секцию, называемую антаблементом, которая составляет верхнюю горизонтальную часть классического здания; антаблемент, в свою очередь, состоит из архитрава, фриза и карниза. Тип архитектурного ордера определяется по типу колонны. Существует пять основных архитектурных ордеров: дорический, ионический, коринфский, тосканский и композитный. Сама колонна и антаблемент состоят из нескольких элементов. В нижней части колонны находится стилобат — плоский непрерыва ющийся пьедестал, на котором расположен ряд колонн. На стилобате находится плинфа — квадратный и округлый блок, формирующий нижнюю часть базы. Верхнюю часть плин фы и всей базы составляет одно или несколько круглых лепных украшений различного профиля; в их число входят торус (полукруглый фриз) — выпук лое лепное украшение полукруглого профиля, еко тия — лепное украшение с вогнутым профилем и багеты. Ствол колонны, опирающийся на базу, пред ставляет собой длинный узкий вертикальный цилиндр, который в некоторых архитектурных ордерах может быть украшен вертикальными желобками. Ствол колонны также часто может суживаться к концу; таким образом вся колонна у основания шире, чем у вершины. На вершине ствола колонны находится капитель, который выполняет двойную функцию: концентрирует вес антаблемента на стволе колонны и является украшением и переходным элементом между колонной и антаблементом. В простейшем архитектурном ордере (дорическом) капитель состоит (в восходящем порядке) из трех элементов: обвязки колонны, которая является продолжением ствола, но визуально отделена от нее одним или несколькими желобками; эхина, блока круглого сечения, который расширяется в верхней части для того, чтобы лучше удерживать абак; и собственно абака, квадратного блока, который и поддерживает антаблемент и передает его вес на колонну. Антаблемент, как правило, состоит из трех частей, ко торые визуально отделены друг от друга высеченными желобками. Эта три части (в восходящем порядке) называются: архитрав, фриз и карниз. Мерой измерения диаметра колонны служит нижний диаметр ствола колонны у базы; таким образом дорическая колонна — это вертикальный цилиндр, диаметр которого составляет одну восьмую его высоты. В архитектуре Древней Греции распространение получили три архитектурных ордера: дорический, ионический и коринфский (с коринфским капителем), которые в 1 веке до н. э. с некоторыми изменениями вошли в римскую архитектуру, а затем стали использоваться практически во всем мире. Несколько сужающиеся в верхней части колонны дорического архитектурного ордера являются самыми низкими колоннами из всех ордеров. В высоту они достигают (включая капитель) лишь 4—8 диаметров ствола у базы. Греческие колонны дорического архитектурного ордера не имеют собственной базы, а стоят прямо на стилобате, хотя позднее в дорический ордер были включены базы с торусом и плинфой. Как правило, дорическая колонна обладает 20 вертикальными желобками. Капитель, как уже упоминалось выше, состоит из простой обвязки колонны, расширяющегося выпуклого эхина и квадратного абака. Особой отличительной чертой дорического антаблемента является фриз. Он состоит из расширяющихся триглифов (элементов, каждый из которых состоит из трех вертикальных прямоугольников, разделенных желобками), которые чередуются с утопленными во фриз прямоугольными, почти квадратными панелями, называемыми метопами, и которые могут быть плоскими или украшенными высеченными фигурами. Колонны римского дорического архитектурного ордера обладают меньшими пропорциями и кажутся более легкими и изящными, чем греческие колонны. Ионический ордер отличается от дорического большим количеством желобков на стволе колонны и наличием волют (завитков), которые расположены на передней и задней частях эхина капителя. Впоследствии многие архитекторы использовали различные архитектурные ордеры с более свободными пропорциями. К примеру, в модернистской архитектуре 20 века архитекторы практически полностью отказались от использования многочисленных орнаментов, функцию которых в настоящее время выполняют колонны и контрфорсы из стали и армированного бетона.




АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную