ОРНАМЕНТ

ОРНАМЕНТ (ornament), в архитектуре, любой элемент, добавленный к основной структурной форме как отделка или украшение. В архитектурном орнаменте можно выделить три основные категории: подражательный орнамент, формы которого несут в себе определенные значения или имеют символическую важность; прикладной орнамент, самостоя тельный элемент по отношению к основной форме, призван служить украшением; органический орнамент, изначально предусмотрен в структуре здания и строительном материале. Наиболее распространен ным архитектурным типом в примитивных культурах Восточной цивилизации на протяжении всей древней истории был подражательный орнамент. Должно быть, он возник как реакция человечества на технологические изменения: появилась тенденция использования новых материалов и технологий, воспроизводивших форму и качество реалий прошлого. К примеру, большинство распространенных строений древности, таких, как пирамиды, усыпальницы, храмы, крепости, являли собой поначалу имитацию первобытных жилищ и гробниц. Ярким примером является строение купола, сконструированной из дерева или камня репродукции священных форм, сделанных из легкообрабатываемых материалов. На развитой ступени ранних цивилизаций строения, как правило, являлись усовершенствованным образцом примитивных прототипов древности; по крайней мере, при создании орнамента зачастую ориентировались на примитивные модели. Декоративные украшения, перенятые из структурных и символических форм, многочисленны и универсальны. Архитектура Индии и Китая на ее более поздних ступенях развития изобилует куполообразными и другими изначально структурными формами орнамента. В Древнем Египте на протяжении всей истории в архитектурных деталях сохранилось изображение связки стеблей папируса и подобных ран них форм зданий. В Месопотамии кирпичные стены долгое время были имитацией конструкций из грязи и тростника. В деталях вырезанных из камня грекоримских ордеров (капители, антаблементы) ясно чувствуется присутствие архаических конструкций из дерева. Архитектурный орнамент в Греции классического периода служит примером общей тенденции перехода от подражательного к прикладному орнаменту, в нем отсутствует как символическое значе ние, так и взаимосвязь со структурой, на которой он размещен. К 5 веку до н. э. детали ордера в Греции утеряли во многом какуюлибо структурную или символическую значимость. Дорический фриз являет собой наглядный пример того: отчетливо вырисовывается имитация эффекта переплетенных концов балки и открытых межпространств деревянных конструкций, однако они рассматриваются как некая декоративная оболочка, не имеющая никакого отношения к структурным формам ее основы. Однако, теряя подражательный характер, детали греческих ордеров приобретали новую функцию: они служад гармоничному восприятию здания, объединяя визуально отдельные части в одно целое. Это является основным принципом прикладного орнамента, нашедшего широкое применение в грекоримский период. Триумфальная арка в Риме с ее системой декоративных колонн и антаблементов, подчеркивающих массивность формы, являет собой ярчайший пример прикладного орнамента. Большая часть архитектурных достижений ренессанса и барокко имеют непосредственное отношение к прикладному орнаменту; разница между этими стилями определяется в основном разницей в орнаментах. Умное умеренное применение прикладного орнамента остается характерным для западной архитектуры вплоть до 19 века. Однако во время викторианской эпохи рациональность ис Колонна в Куруте (Таджикистан), IX—X вв. пользования прикладного орнамента уступила место его неразборчивому применению, что осталось самым характерным признаком архитектуры 19 века. Архитектурный орнамент и архитектурные формы не были больше взаимосвязаны, они выступали как независимые друг от друга элементы. Как только стало понятно, что орнамент при этом теряет свое функциональное значение, реакция последовала незамедлительно. В начале 1870 годов Г Ричардсон стал работать в романском стиле, что было вызвано вовсе не историческими ассоциациями, а открывавшимися при этом возможностями выражения природы и своеобразия камня. В его зрелых архитектурных работах середины 1880 годов, орнамент как прикладной элемент исчез, эстетический эффект зданий исходит в основном из качественных характеристик материалов. Поколение, пришедшее вслед за Ричардсоном, развивало его принципы.

В начале 20 века все передовые архитекторы размышляли о главной функции архитектурного орнамента; к середине 20 века возникла так называемая органическая концепция архитектурного орнамента. Луис Салливан в США внес огромный вклад в развитие нового метода архитектурной выразительности. Для городской архитектуры Салливана характерна подчеркнутость динамических линий и структур, рожденных стальными конструкциями современности, однако он также продолжал использовать разнообразные вкрапления натуралистического орнамента на частях фасадов. Однако общее отрицание викторианских принципов после окончания первой мировой войны привело к тому, что ведущие дизайнеры отказались даже от такого применения прикладного орнамента, отдав предпочтение декоративному эффекту, изначально присущему материалу здания. В архитектурном дизайне 1920 — 1930 годов доминировал Международный стиль, главными представителями которого являлись Вальтер Гропиус и Ле Корбюзье.

В период преобладания строгого Международного стиля, который закончился в 1960 годах, архитектурный орнамент в любом его проявлении отсутствовал на фасадах крупных зданий.

И только к 1970 годам, с развитием постмодернистского архитектурного движения, стали прибегать к умеренному использованию орнамента, включая классические мотивы.




АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную