ОТОРМАН, ХУАН

ОТОРМАН, ХУАН (О’Gorman, Juan) (родился 06.06.1905, Койоакан, Мексика — обнаружен мертвым 18.01.1982, Мехико), мексиканский архитектор и художник-монументалист, создавший мозаичные художественные композиции, которые украшали фасады зданий.

В качестве примера можно привести экстерьер библиотеки Государственного университета Мексики (которая была им спроектирована и построена в 1950), самую искусную работу ОТормана. Эта библиотека, отличающаяся отсутствием оконных проемов, интересна наличием башни для хранения книг, стены которой покрыты мозаиками, созданными из натуральных минералов, на которых в символической форме представлена история мексиканской культуры. О’Горман приобщился к рисованию и составлению композиций благодаря своему отцу, Сесилу Крофорду О’Горману, известному художнику, поселившемуся в Мексике. После окончания в 1927 году факультета архитектуры Государственного университета Мексики, Мехико, молодой О’Горман занялся проектированием жилых домов и зданий в Мексике в интернациональном стиле, следуя архитектору Ле Корбюзье, преследовавшему следующий принцип меньше украшений. О’Горманом были спроектированы дом и мастерская (построены в 1928) художни- ка-монументалиста Диего Риверо, близкого товарища. О’Горман работал в качестве главного инже- нера-проектировщика у Карлоса Сантасилиэ и других архитекторов Мехико до 1932 года, в это время он возглавлял министерство строительства и архитектуры в Мехико, стал профессором архитектуры в Государственном политехническом институте. В это время ОТорман организовывает группу по изучению вопросов строи-тельства жилья для рабочих и на него ложится от-ветственность за оформле ние и конструкцию около 30 школ в функциональном стиле для министерства образования. Среди работ ОТормана особенно выделяются его фрески и мозаики в Национальном музее антропологии, аэропорту, Музее национальной истории в замке Ча- пультепек. (Ценные настенные росписи в аэропорту были уничтожены в 1939 году из-за их антиклерикального и антифашистского характера.) Его мозаики появились в Сек- ретариа де Комуникационес и Обрас Публикас (1952) и на фасаде отеля Посада де ла Мисион в Таксо. Эти работы отличаются сложностью и художественностью сюжетов, изображенных тщательными мазками кисти. Собственный дом ОТормана, находящийся за пределами Мехико (1953—1956, был разрушен в 1969), считался его самой выдающейся работой. Здесь можно пронаблюдать его отклонение от функционализма в пользу приближающегося единства современного строительного проектирования и форм с местными мексиканскими декоративными мотивами. Его дом располагался в части пещеры естественного происхождения в горах и был спроектирован таким образом, чтобы гармонировать с ландшафтом, представляющим собой образование из лавы. Он был также декорирован мозаическими эмблемами и сценами из ацтекской мифологии.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную