ПАЛЛАДИАНСТВО

ПАЛЛАДИАНСТВО (Ра1 ladianism), стиль архитектуры, основанный на работах гуманистатеоретика из Виченцы Андреа Палладио (1508—1580), который, пожалуй, является величайшим архитектором конца 16 века. Палладио считал, что в основу архитектуры должен быть положен принцип разумности и античной классики, как это описано в работах римского архитектора 1 века до н. э. Витрувия. Палладианство утверждает приоритет рационального, порядка, симметрии, однако отдает дань уважения классике античности с ее лепными украшениями, декоративными мотивами и формами. Кроме ближайшего последователя Палладио Винченцо Скамоцци (1552 — 1616) практически никто из архитекторов не был заинтересован в разработке самого сложного аспекта работ Палладио иссле дования гармонических пропорций. Вследствие этого в руках многих его последователей за два следующих века палладианство выродилось в стерильную академическую фор мулу, которая была абсолютно лишена силы и гармонии работ Палладио. Великобританию познакомил с палладианством Иниго Джонс. Вернувшись из поездки в Италию (1613 — 1614), Джонс принялся вводить палладианство в Лондоне; его стиль был основан на изучении работ Палладио и собственном знакомстве с архитектурой древности и Ренессанса. Лучшими из сохранившихся экземпляров этого стиля можно считать Королевский дворец в Гринвиче (окончен в 1635), Банкетный зал Уайтхолла (1619 — 1622) и Королевскую часовню в дворце СентДжемс (1623). Вторая волна интереса к архитектуре Палладио возникла в начале георгианской эпохи (17141830). Частично в качестве реакции на роскошную и пышную архитектуру конца эпохи Стюартов вновь набравшие силу виги решили вернуться к более рациональным и менее сложным формам. Данная тенденция совпала по времени с опубликованием английского перевода трактата Палладио “Четыре книги об архитектуре” (1570) , а также первой части “Витривия Британни ка” Колена Кемпбелла (1715), в котором содержалось более 100 гравюр современных “классических” зданий в Великобритании того времени (еще два тома вышли в 1717 и 1725). Эти издания имели невероятный успех и оказали огромнейшее влияние на Великобританию 18 века.

В 1710 году Уильям Бенсон, член парламента от партии вигов, построил первый в Великобритании палладианский дом в Вил сберихаус, Уилтшир. Кемпбелл, первый значительный в Великобритании представитель палладиан ства, построил Хыотон холл в Норфолке (строительство начато в 1722) и МируортКасл в Кенте (около 1722). Богатый архитекторлюбитель Ричард Бойль, третий граф Бар лингтонский, и его протеже Уильям Кент создали триумфальный ответ этой второй фазе палладианства. Дом Барлингтона, Чиевик хаус (строительство начато в 1725) был задуман как интерпретация известной работы Палладио виллы “Ротонда”. В 1734 году Кентом был построен Холкхемхолл в Норфолке. Этот архитектор также изобрел знаменитый британский ландшафтный сад. Среди других известных представителей палладианства в Великобритании следует упомянуть Генри Флиткрофта, Айзека Вейра, Джеймса Пейна, Роджера Морриса и Джона Вуда старшего. В 18 веке возрождение палладианиз ма в Великобритании повлияло на оживление этого стиля в Италии, откуда он распространился по всей Европе и даже в американские колонии. Среди значительных представителей этого направления — Франческо Мария Прети в Италии, Томас Джефферсон в Америке, Георг Кнобельсдорф в Германии. В России палладианство распространилось благодаря работам Карла Камеро на (рожден в Шотландии) и итальянца Джакомо Кваренги. Также это течение было распространено в Польше и Швеции. Около 1800 года практически повсеместно палладианство было вытеснено неоклассицизмом, в котором формы и детали копировались с античных образцов без примеси Ренессанса.