ПАЛЛАДИО,АНДРЕА

ПАЛЛАДИО,АНДРЕА (Palladio, Andrea), настоящее имя Андреа ди Пьетро делла Гондола (родился 30.11.1508, Падуя, республика Венеция [Италия] — умер в августе 1580, Виченца), итальянский архитектор, считается величайшим архитектором Италии 16 века. Одной из наиболее значительных фигур во всей западной архитектуре Палладио делают его произведения: дворцы, например вилла “Ротонда” (1550 — 1551) около Виченцы, а также трактат “Четыре книги об архитектуре” (1570). Ранние годы жизни и работы. Палладио родился в северном районе Италии Венето.

В детстве он был учеником у скульптора в Падуе, а затем в возрасте 16 лет переехал в близлежащий город Виченца, где и вступил в гильдию каменщи ковмасонов. Работал в мастерских, специализировавшихся на изготовлении памятников и декоративных скульптур в стиле Микеле Санмикели из Вероны. В 1530—1538 годах граф Джино Джорджо Триссино, поэт и ученый гуманист, перестраивал свою виллу в Криколи около Виченцы в классическом римском стиле. Пал ладио был замечен этим ученым, и последний позаботился, чтобы талантливый молодой мастер получил образование в лучших традициях гуманизма. Вилла Триссино была перестроена по чертежам Балдассаре Перуцци, знаменитого архитектора эпохи Возрождения. Вилла должна была стать зданием академии для учеников Триссино, который вел по лузатворнический образ жизни, изучая математику, музыку, философию и классическую литературу. Она была интерпретацией и подражанием классическому стилю римского ар хитектора и теоретика Витрувия (работал около 46 30 до н. э.). Именно его позднее Палладио назовет своим учителем. Андреа получил, согласно традициям гуманизма, имя героя древнегреческого мифа Палладио, которое также выражает те надежды, ко торые возлагал на своего молодого протеже Триссино. Работая над виллой Триссино, Палладио встретился со многими представителями аристократии Виченцы, многие их которых позднее станут его патронами. Около 1541 года он стилистически освоил манеру Микеле Санмикели и архитектуру Ренессанса Джакопо Сансовино, чья библиотека в Венеции была основана в 1536 году. Андреа Палладио предположительно был представлен в Падуе Альвизе Кор наро, чьи чертежи и работы познакомили средневековую Италию с римской архитектурой. Палладио также, возможно, встречался с архитектором Се бастьяно Серлио, который в этот период также был в Венеции. Книги Серлио (третья и четвертая части трактата “Архитектура”, изданные соответственно в 1537 и 1540) оказали огромное влияние на молодого Палладио. Около 1540 года Палладио спроектировал свою первую виллу в Ло недо для Джироламо де Годи и свой первый дворец в Виченце для Джованни Чивены. Вилла Годи имеет практически такую же планировку, как и вилла Триссино, однако также сходна с виллами Венеции. В ней, однако, уже присутствуют все элементы будущего стиля Палладио, включая симметричные крылья дома и обнесенный стеной двор впереди здания. Дворец Чивено напоминает дворец стиля Возрождения, который был разработан в Риме в начале 16 века. По планировке он напоминает палаццо Ка носса (около 1535) в Вероне, построенный Санмикели. Новым элементом явилось использование аркадного портика, деталь, которую Палладио заимствовал у древнеримского Форума. Путешествия в Рим и работа в Виченце. Вместе с Триссино Палладио ездил в Рим в 1541 и в 1547 годах. Эти путешествия в значительной степени повлияли на его стиль пост ройки дворцов. Во время этих визитов в Рим Палладио познакомился с работами величайших архитекторов эпохи позднего Возрождения: Донато Браманте, Перуцци и Рафаэля, который больше знаменит сегодня своими картинами, чем архитектурой. Палладио также измерил пропорции древнеримских построек, в частности бань. Основные идеи о стиле дворцов сформировались у Палладио именно в это время: в 1540 году, во время его первых работ, и в 1554 — 1556 годах, во время визитов в Рим. В 1546 году Палладио подготовил чертежи для реконструкции городской ратуши 15 века в Виченце, которую с тех пор называют базиликой.

В 1548 году его чертежи были одобрены, хотя многие проекты более известных архитекторов, напри мер Джилио Романо, оказались отвергнутыми. К сожалению, это творение великого мастера так и не было окончено вплоть до 1617 года, когда огромный зал был переоборудован в двухэтажную аркаду, которая по замыслу должна была служить каркасом для обветшавшего старого здания. Аркада Палладио была подогнана по пропорциям и к готическому старому зданию, и к классическим измерениям нового проекта. Архитектурные мотивы были заимствованы из стиля Серлио и библиотеки в Венеции работы Сансовино. Вплоть до 1556 года в стиле Палладио выделяется три типа дворцов. Примером первого может служить законченный в 1550 году палаццо Кьерикати, в котором Палладио развил свою идею форума с блоком, ось которого идет параллельно тротуару, и который (форум) разворачивается в ложу (открытую галерею с крышей). Инновацией также явилось разделение возвышения с колоннами на три части, что придавало зданию ярко выраженную сфокусированность на центральной части. Пример второго типа — палаццо Изеппо да Порто в Виченце, который является чистейшей формой древнеримского классицизма. Фасад, тем не менее, напоминал стиль эпохи Возрождения, развитый в доме Браманте работы Рафаэля, который Палладио зарисовал еще во время прошлого визита в Рим. Однако планировка не отличается от классической древнеримской. Два прямоугольной формы зала с четырьмя колоннами расположены друг напротив друга по обе стороны от внутреннего дворика и окружены гигантской колоннадой коринфских колонн. Третий тип — отстроенный в 1556 году дворец Антонини в Удине прямоугольной планировки с квадратным залом с четырьмя колоннами в центре и асимметрично расположенными подсобными помещениями. Фасад украшен шестью колоннами, которые выступают из стены. В дальнейшем Палладио развил основной план палаццо Изеппе да Порто при постройке дворца Тье не (около 1545 — 1550) в Виченце, который стал, пожалуй, самым крупным и самым проблематичным его проектом. Этот дворец так и остался незаконченным, отстроена была только одна стена и задние помещения. Четыре крыла, в которых располагались прямоугольные комнаты, разделенные октагональны ми стенами (как в древнеримских банях), симметрично расположены вокруг огромного двора. Этот проект стал первым, в котором явно чувствуется сильное влияние Джилио Романо, который присутствовал в Виченце, когда начинались работы над проектом. В период своего пребывания в Риме (1554 — 1556) Палладио издал книгу “Древности Рима”, которая в течение 200 лет оставалась лучшим справоч ником и путеводителем по Риму. Акцент в зданиях Палладио всегда сделан на осевую симметрию планировки. В особенности хорошо это проявляется во дворце Вальмарана в Виченце, построенном в 1565 году; также отличительной чертой стиля Палладио этого периода являются ярко выраженные колонны высотой в два этажа, созданные, видимо, под влиянием Микеланджело. Эти же огромные ордеры проявляются в незавершенном дворце ПортоБреганце (около 1570) и, наконец, в Лоджии дель Капитанио (1571) . Последняя работа представляет собой копию многочисленных лоджий Венеции и Флоренции. Хотя стиль Палладио и впитал в себя многое из мотивов современных ему маньеристов, его проекты никогда не были абсолют но похожи на архитектуру Микеланджело или Джилио Романо. С уходом простоты его ранних проектов стиль Палладио приобрел те детали, которые во многом были обусловлены изучением зданий позднего римского периода. Виллы Палладио оказались менее всего затронутыми его поездками в Рим. По практическим соображениям они практически всегда представляли собой кирпичные строения с минимальным количеством высеченных из камня дета лей. Целью Палладио было восстановить римскую виллу в том виде, в каком он понимал ее согласно латинским описаниям Плиния и Витрувия. В основном его виллы предназначались для разбогатевших представителей мелкопоместного дворянства, которые в этот период, ставший для Палладио расцветом творчества, нашли новые пути умножить свое экономическое благосостояние путем нововведений в сельском хозяйстве. Прототип виллы Триссино множество раз использовался архитектором, каждый раз в несколько иной вариации. Планировка и размеры строения могли быть изменены таким образом, что на основе одной и той же виллы можно было выстроить и летнюю резиденцию для аристократа в городе и загородное поместье для аристократа фермера. К первому типу явно относится наименее типичная для творчества Палладио и наиболее часто копируемая вилла “Ротонда”, построенная для Джи лио Капра в окрестностях Виченцы. Она представляла собой летнюю резиден пию на вершине холма великолепной, абсолютно симметричной планировки с портиками по четырем сторонам, центральные стены закруглялись и образовывали купол. Вилла Триссино в Меледо, построенная по такой же планировке, должна была обладать по замыслу еще и высеченными крыльями по бокам от основного портика. Как правило, к этому приему Палладио прибегал, когда для сельского хозяйства не требовалось отводить много земли. Палладио также адаптировал типично храмовый вход с колоннами для проекта вилл, аргументируя это тем, что в подобных композициях присутствует необходимое для входа достоинство. Он утверждал, что, поскольку храмы (например Пантеон в Риме) имели фронтонные портики, то все другие здания, предшествующие им, также должны были иметь такие же структуры. В некоторых случаях, например на виллах Корнаро (1560— 1565) и Пизани (1553— 1555), фронтонный портик сделан двухэтажным, а комнаты располагаются на обоих этажах. Как правило, Палладио прибегал к следующей композиции: портик занимает цокольный этаж, а все здание расположено на базе, внутри которой находятся подсобные и складские помещения. Практически все виллы Палладио задуманы как комплексные здания, однако они могли быть построены по частям для того, чтобы удовлетворить насущные потребности заказчика. Большое значение Палладио придавал дворикам, которые были расположены перед или по бокам основного здания, поскольку они расширяли осевую симметрию и придавали больше пропорциональности конструкции. После 20 лет напряженного труда Палладио в 1570 году издал собственный труд “Четыре книги об архитектуре”. Данная работа явилась кратким изложением всех его знаний о классической архитектуре. Для того чтобы подтвердить примерами принципы древнеримской архитектуры, Палладио использовал множество собственных чертежей и проектов. Первая книга содержала описание классических архитектурных ордеров и декоративных орнаментов. Вторая книга — множество проектов Палладио, чертежей зданий и планов их реконструкции в классическом стиле. Многие из ранних чертежей исправлены самим же автором.

На них нанесены истинные и правильные размеры, а также необходимые пропорции согласно системе математического равенства. Пропорции были основаны, как это было принято в то время, на музыкальных интервалах, поскольку считалось, что здание, возведенное по таким пропорциям, окажется идеально гармоничным, построенным в соответствии с математическим порядком вселенной. В третьей книге содержатся чертежи мостов, планировок древних городов и базилик, которые позднее были приняты в качестве прототипа христианской церковью . Четвертая книга посвящена реконструкции древнеримских храмов. Венецианский период. После 1570 года Палладио в основном сосредоточился на постройке церквей в Венеции. В течение всей первой половины века в результате войны с папством в Венеции практически не было построено ни одной церкви.

По этой же причине среди ранних работ Палладио отсутствуют чертежи церквей. Первой такого рода работой архитектора стал чертеж фасада церкви святого Пьетро ди Каетелло в Венеции (1558), который не сохранился. В начале 1560 годов Палладио взял заказ на достройку фасада СанФранческо делла Ви нья, церкви, которую нача ли строить еще в 1534 году по чертежам Андреа Сансовино, но так и не окончили. Этот чертеж Палладио стал классическим примером церковного фасада. В конце своей жизни, в 1579 году, Палладио спроектировал центрально ориентированную церковь по проекту часовни в Мазере. Внутренняя отделка церкви напоминала более стиль палладианских дворцов, а не церквей. За этим проектом последовало множество других, которые, к сожалению, так и оста лись неоконченными. Проект церкви святого Никола ди Толентино в Венеции представляет собой идеальный в понимании Палладио тип церкви. После смерти Сансовино в 1570 году Палладио стал ведущим архитектором Венеции. Однако он не смог найти официального патрона, и многие из его проектов так и остались на бумаге. Он также давал консультации по фортификационным вопросам, внутренним декорациям и интерьеру Дворца дожа. После смерти обоих своих сыновей в 1572 году Палладио вел довольно замкнутый образ жизни. Последним его заказом была постройка классического театра драмы в Виченце в 1579—1580 годах. После смерти Палладио осталось множество неоконченных проектов, многие из которых были успешно завершены его последователями, в частности Винченцо Скамоцци (1552 — 1616) и О. Бертот ти Скамоцци (1719—1790). Наследие. Палладио является одним из самых значительных деятелей в развитии западной архитектуры. По проектам его дворцов и вилл во всей Европе строились здания в течение 400 лет, он также был первым архитектором, который систематизировал планировку здания и использовал фасад древнеримского храма в качестве портика дома. Наконец, он — автор трактата, который, возможно, стал наиболее значительной книгой по архитектуре. Своего пика и расцвета влияние Палладио достигло в 18 веке в Великобритании, Ирландии, США, Италии, что повлекло за собой создание палладианства как стиля, который распространился по всему миру.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную