ПАРФЕНОН

ПАРФЕНОН (Parthenon), главный храм греческой богини Афины на холме Акрополь в Афинах, Греция. Построен в середине 5 века до н. э. и считается кульминацией развития дорического ордера греческой архитектуры — самого простого из трех классических греческих архитектурных ордеров. Название Парфенон относится к кулыу Афины Парфенос (“Афина Девственница”), который был связан с храмом. Парфенон был построен архитекторами Иктином и Калликратом под руководством скульптора Фидия по приказу афинского государственного деятеля Перикла. Работа началась в 447 году до н. э., а строительство было закончено в 438 году до н. э. В том же самом году была освящена большая статуя Афины из золота и слоновой кости, изваянная Фидием для внутренней части храма. Работы по художественному оформлению внешней части здания продолжались до 432 года до н. э. Несмотря на то что на протяжении веков прямоугольный беломраморный Парфенон многократно получал повреждения, а большинство его скульптур были утеряны, основная структура храма сохранилась. Ряд рифленых, не имеющих оснований колонн с квадратными капителями стоит на трех ступенчатом фундаменте и поддерживает антаблемент (крышу), состоящую из ровного архитрава (каменного обода); фриз из чередующихся триглифов (вертикально рифленых блоков) и метопов (ровных блоков с рельефной скульптурой, теперь частично исчезнувшей), а на восточной и западной сторонах находится низкий треугольный фронтон, также с облегчающей скульптурой (теперь частично исчезнувшей). Колоннада, состоящая из 8 колонн на востоке и западе и 17 колонн на севере и юге, окружает стеной внутреннюю прямоугольную комнату» или целлу, первоначально разделенную на три нефа двумя меньшими дорическими колоннадами, заканчивающимися на западе сразу за большой культовой статуей. Свет проникал только через восточный дверной проем и через мраморные плитки в кровле и потолке. Позади цел лы, но первоначально не связанная с ней, находится небольшая квадратная комната с входом с запада. И восточный, и западный край интерьера здания обращены к галерее из шести колонн. Измеренное по последней ступеньке основы, здание насчитывает 30,89 м в ширину и 69,54 м в длину. Парфенон характеризуется необыкновенно большим числом оригинальных архитектурныхприемов, которые все вместе создают пластический, скульптурный облик здания. Среди них — направленный вверх изгиб основы по краям, повторяющийся в антаблементе; незаметная, тонкая выпуклость (энтазис) колонн, по мере того как они уменьшаются в диаметре к вершине; уплотнение четырех угловых колонн для устранения эффекта утончения, заметного под некоторыми углами зрения на фоне неба. Скульптура, украшающая Парфенон, конкурировала с его архитектурой в своей точной гармонии. Метопы на внешней колоннаде были вырезаны в горельефе и представляли на востоке сражение богов и гигантов; на юге — греков и кентавров; на западе, вероятно, греков и амазонок. На севере почти все скульптуры утеряны. Непрерывный фриз барельефа вокруг вершины стены целлы изображает ежегодную процессию граждан во время панафиней, празднеств в честь Афины, и завершается на восточной стороне изображением жреца и жрицы Афины между двумя группами сидящих богов. Группы на фронтонах, вырезанные в круге, изображают на востоке рождение Афины, а на западе ее соперничество с морским богом Посейдоном в борьбе за господство над областью, прилегающей к Афинам. Вся работа представляет собой чудо композиции и ясности, она была дополнена цветными и бронзовыми аксессуарами. Парфенон остался, по существу, неповрежденным до 5 века н. э.} когда колоссальную статую Фидия удалили, а храм преобразовали в христианскую церковь. К 7 веку также были сделаны некоторые структурные изменения во внутренней части храма. Турки захватили Акрополь в 1458 году, а два года позже они превратили Парфенон в мечеть, не изменив его внешнего вида и лишь возведя минарет в югозападном углу.

В 1687 году во время бомбардировки Акрополя венецианцами, воевавшими с турками, взорвался пороховой погреб, расположенный в храме, и взрывом разрушило центр здания.

В 1801 —1803 годах большая часть сохранившегося фронтона была удалена с разрешения турков британским подданным Томасом Брюсом, лордом Элджи ном, и продана в 1816 году Британскому музею в Лондоне. Другие скульптуры из Парфенона теперь находятся в Лувре, Париж, в Копенгагене и других местах, но многие все еще остаются в Афинах.



АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную