ПЬЕТРО ДА КОРТОНА

ПЬЕТРО ДА КОРТОНА (Pietro da Cortona), настоящее имя Пьетро Беррет тини (родился 01.11.1596, Кортона, Тоскана [Италия] — умер 16.05.1669, Рим, Папская область), итальянский архитектор, живописец и декоратор, выдающийся представитель стиля барокко. Пьетро обучался в Риме приблизительно около 1612 года под руководством малоизвестных флорентийских живописцев Андреа Ком моди и Баччио Кьярпи и попал под влияние античной скульптуры и работ Рафаэля. Наиболее значительными из его ранних картин были три фрески (1624 — 1626) в церкви СантаВивиана в Риме.

В 1620 годах он создал проект виллы Пиньето под Римом и, возможно, другой виллы в КастельФуза но, обе для его покровителей, семейства Саккетти. Его слава достигла своего пика в 1630 годах благодаря проекту церкви святых Луки и Мартина, Рим (1635 — 1650), и потолочной фреске “Аллегория божественного Провидения” (1633—1639) в палаццо Барберини в Риме. Проект церкви святых Луки и Мартина заимствован больше из флорентийских, чем римских источников, что повлияло на создание иного типа архитектуры барокко по сравнению с работами Бернини или Борромини. Потолок Большого зала в палаццо Барберини (теперь Национальная галерея) был использован для живописного прославления Папы Римского из рода Барберини, Урба на VIII, и создавал эффект иллюзорности. Его яркие цвета и четкая перспектива напоминают Веронезе, чьи работы Кортона мог видеть в Венеции в 1637 году. Также в 1637 году Пьетро посетил Флоренцию, где начал писать фрески, представляющие “Четыре возраста человека”, для великого герцога Фердинанда II Тосканского, в палаццо Питти. В 1640 году он вновь вернулся во Флоренцию, чтобы закончить их и расписать во дворце потолки анфилады апартаментов, названных по названиям планет. Он подходил ко всей поверхности как к единой пространственной единице, добавляя к резьбе по дереву богатство отделки частично позолоченным штукатурным гипсом. Он вернулся в Рим в 1647 году, где написал фрески для свода церкви святой Марии в Валличелла (Кьеза Нуо во) и расписал потолок длинной галереи палаццо Памфили в ПьяццаНавона (1651 —1654) для Папы Римского Иннокентия X. Его главными архитектурными работами того периода были фасад церкви СантаМария делла Паче (1656—1657) и, пожалуй, самая оригинальная из его построек, фасад церкви СантаМария в Виа Лата в Риме (1658—1662). Он также создал проекты для реконструкции палаццо Питти и восточного фасада Лувра в Париже (1664). Пьетро да Кортона писал религиозные и мифологические станковые картины всю свою жизнь. С 1634 по 1638 год он был главой академии святого Луки в Риме. Несмотря на идейное соответствие между его архитектурой и живописью, между ними нет физической связи: он никогда не расписывал ни одну из построенных им церквей.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную