ПЛАТЕРЕСКО

ПЛАТЕРЕСКО (Plateresque) (в переводе с испанского platerescuo — “подобный изделиям серебряных дел мастера”), основной архитектурный стиль в Испании в конце 15 и в 16 столетиях, также был распространен в испанских колониях в Америке. Кристобаль де Виллалон впервые употребил этот термин в 1539 году по отношению к богато украшенному фасаду Леонского собора, сравнив его с изысканным изделием мастера по серебру. Позднее термин начали употреблять для обозначения архитектурного стиля, характерного для поздней готики и раннего Ренессанса в испанской архитектуре в целом, поскольку для них был характерен сложный и детализированный рельефный орнамент на внешних стенах зданий, благодаря которому достигается экстравагантный декоративный эффект, однако при этом не учитываются структурные особенности строений. Излюбленными мотивами этого цветистого орнамента были витые колонны, геральдические гербовые щиты, а также извилистые завитки. Вкрапления этого орнамента, похожего на украшение драгоценных изделий, контрастируют с широкими поверхностями плоских и голых стен. Стиль платереско в своем развитии прошел 2 стадии. Первая стадия получила название стиля Изабеллы, так как период ее расцвета пришелся на период правления Изабеллы I, продолжавшийся приблизительно с 1480 по 1540 год. В этой фазе (также известной как стиль готического платереско) все еще преобладали формы поздней готики, а элементы Ренессанса использовались лишь бессознательно. Первая фаза, как и последовавшая за ней вторая, использовала мудехарский орнамент: сложный и изящный орнамент мавританских художников, работавших в христианской Испании. Типичными представителями стиля Изабеллы можно назвать архитектурные сооружения Энрике де Эгаса и Диего дель Рианьо, а также фасад коллегии святого Грегорио в Вальядолиде (1488), архитектурное украшение которого кажется свободным от всех внешних сил, оно живет своей собственной жизнью независимо от масштаба, композиции, размещения и гармонии. Вторая стадия, платереско периода Ренессанса, или просто платереско, длилась с 1525 по 1560 год. Архитектор и скульптор Диего де Силоэ (умер в 1563) внес свой вклад в становление этой фазы, в которой структурные и декоративные элементы, характерные для середины Ренессанса, очевидно, преобладали над структурными декоративными элементами поздней готики. При сооружении собора в Гранаде (1528—1543) и других зданий Диего де Силоэ работал в более чистом, выдержанном, гармоничном и унифицированном стиле, используя крупные геометрические формы; правильные классические ордера стали более типичными, а готическая “ребристость” исчезла, уступив место итальянским полукруглым аркам и купольным сводам. Архитектурные сооружения Алонсо де Коварру биаса и Родриго Хиля де Онтаньона, особенно фасад университета в Алькала де Энарес Онтаньона (1541 — 1553), являются шедеврами второй фазы стиля, длившейся лишь несколько десятилетий. Даже сбалансированность и четкость стиля казались чрезмерно богатыми грустному молодому человеку, который стал королем Испании Филиппом II в 1556 году и под руководством которого в чрезвычайно строгом стиле было построено архитектурное сооружение Эль-Эскориал.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную