ПРЕРОМАНТИЗМ

ПРЕРОМАНТИЗМ (Рге Romanticism), культурное движение в Европе, начавшееся приблизительно с 40х годов 18 столетия, которое предшествовало и предзнаменовало появление направления в искусстве, которое стало известно как романтизм. Главным среди его направлений стало смещение общественного вкуса от великолепия, строгости, благородства, идеализации и возвышенных чувств, при сущих неоклассицизму и классицизму, к более упрощенным, искренним и естественным формам выражения. Это новое направление частично отражало вкусы растущего среднего класса, который находил изысканные и элегантные формы искусства, которым покровительствовали аристократические круги, слишком искусственными и чересчур сложными; класс буржуа благоволил к более реалистичным средствам художественного выражения, которые эмоционально воспринимались легче. Главным интеллектуальным предтечей романтизма стал французский философ и писатель Жан Жак Руссо. Он подчеркивал свободу выражения чувств в противоположность вежливой отчужденности в рамках дружбы и любви, отказывался от аристократической элегантности и признавал ценности домашней жизни среднего класса, помог открыть людям глаза на красоту природы, учредил культ религиозных чувств среди людей, которые отрицали религиозные догмы, привил веру в то, что этическое развитие личности происходит только в том случае, если личность испытывает сильную приязнь со стороны общества, и ввел в обращение мысль о том, что свободное волеизъявление творческого начала важнее, чем строгое следование формальным правилам и традиционным законам. Новое направление на выражение подлинных эмоций наблюдается в каждом из преромантичес ких течений. К ним относилось развитие “диких”, выглядевших как естественный лес, садов в Англии, которые противопоставлялись геометрическим перспективам французских садов в старых традициях; “кладбищенская школа” английской поэзии, зародившаяся в 40х годах 18 века, представители которой Эдвард Янг и Томас Грей, писали произведения, воскрешающие в памяти меланхолические воспоминания о печали, тяжести утрат, смерти и тлении; “Памела” Сэмюэля Ричардсона (1740) и другие душещипательные романы, которые эксплуатировали способность читателей чувствовать нежность и сопереживать; “чувственные романы” 60х годов 18 века, в которых подчеркивалась эмоциональная чувственность и глубокое сопереживание человека естественной красоте природы и произведений искусства; движение “Буря и натиск” в Германии (1770—1780), в рамках которого И. В. фон Гете и Фридрих Шиллер отрицали в своих пьесах условности французской неоклассической трагедии и вместо этого возвеличивали природу, чувства и человеческую неповторимость; английский готический роман ужасов, фантазии и тайн, какими стали романы Горация Уолпола “Замок Отранто” (1765) и несколько произведений, написанных Энн Радклиф и Мэтью Грегори Льюисом; и, наконец, честолюбивые усилия по сбору и сохранению народных легенд и баллад всех видов.

К 90м годам 18 века преромантизм был замещен собственно романтизмом.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную