ПЮЖЕ, ПЬЕР

ПЮЖЕ, ПЬЕР (Puget, Pierre) (родился 16.10.1620, Марсель или близ него, Франция — умер 02.12.1694, Марсель), наиболее самобытный из скульпторов французского барокко, а также художник и архитектор. Молодым человеком он поехал в Италию (1640—1643), где его нанял на ту Пьетро да Кортона, мастер по стенной росписи, тавший в то время над оформлением потолков в палаццо Барберини в Риме и палаццо Питти во Флоренции. Между 1643 и 1656 годом в Марселе и Тулоне Пюже активно тал главным образом как художник, но также он создавал и резные украшения для кораблей (вырезал из дерева огромные носовые фигуры). В 1656 году Пюже получил важный заказ — создание скульптурной композиции для портала городской ратуши в Тулоне. В фигурах его кариатид, установленных там, переданы физическое напряжение и страдание, и хотя они выполнены в лучших традициях римского барокко, но напоминают, скорее, маньерист- ские ты Микеланджело. Пюже так же убедителен в передаче физического напряжения и страданий и в других своих ра-ботах, например в скульп-турной композиции “Милон Кротонский” (около 1671 — 1684): атлет Милон, чья рука оказалась защемленной в пне, изображен защищающимся от нападающего на него льва.

В 1659 году Пюже едет в Париж и попадает в поле зрения Фуке, министра финансов короля Людовика XIV. В 1661 году, когда Пюже находился в Италии, выбирая мрамор для статуи Геракла, заказанной министром (“Галльский Ге-ракл”, сейчас находится в Лувре), Фуке отстрани ли от власти. Пюже остался в Италии и провел там несколько лет, добившись серьезного признания в ка-честве скульптора в Генуе. “Святой Себастьян” в церкви святой Марии и Кариньяно — одна из его лучших т, выполненных там. После 1669 года Пюже главным образом жил в Тулоне и Марселе, где он был занят архитек-турными проектами и той по внутренней отделке кораблей, а также занимался скульптурой. Трудный характер, а иногда и высо-комерие Пюже были не по душе влиятельному министру Людовика XIV Кольберу, и только к концу жизни скульптор добился не-которого расположения при дворе. В 1683 году в Версале была установлена его скульптура “Милон Кротонский”, а в 1684 году — “Персей и Андромеда”. Но вскоре Пюже стал жертвой интриг со стороны своих соперников, и его успех при дворе оказался недолговечным. Так никогда и не попал в Версаль прекрасный барельеф “Александр и Диоген” (около 1671 — 1693), другие ты, планировавшиеся для Версаля, были либо отклонены, либо сорваны, и эти провалы ожесточили Пюже.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную