РАФАЭЛЬ

РАФАЭЛЬ (Raphael), полное имя Рафаэль Санти (родился 06.04.1483, Урбино, герцогство Урбино [Италия] — умер 06.04.1520, Рим, Папская область [Италия]), великий живописец и архитектор итальянского Высокого Возрождения. Рафаэль более всего известен своими изображениями мадонн и большими скульптурными композициями в Ватикане в Риме. В его работах восхищают ясность форм и непринужденность композиции, а также зримое достижение неоплатонического идеала человеческого величия. Ранние годы жизни в Урбино. Рафаэль был сыном Джованни Санти и Маджии ди Батиста Чиарла, которая умерла в 1491 году. Его отец был, согласно художнику и биографу 16 века Джорджо Вазари, “посредственным” живописцем, но был, однако, культурным человеком, который находился в постоянном контакте с прогрессивными артистическими идеями, популярными при дворе Урбино. Он дал своему сыну первые уроки живописи и еще до своей смерти в 1494 году, когда Рафаэлю было 11 лет, успел познакомить мальчика с гуманистической философией, царившей при дворе. Урбино стал центром культуры в течение правления герцога Федерико да Монтефельтро, который поощрял искусства и приглашал людей выдающегося таланта, включая Донато Браманте, Пьеро делла Франческа и Леона Баттисту Альберти, к своему двору. Хотя позднее Рафаэль окажется под влиянием художников Флоренции и Рима, Урбино заложил в нем основу для всего его последующего обучения. Более того, культурная энергия города, вероятно, стимулировала исключительное раннее развитие молодого художника, который, даже в начале 16 века, когда ему едва исполнилось 17 лет, уже демонстрировал необыкновенный талант. Ученичество в Перудже. Дата прибытия Рафаэля в Перуджу неизвестна, но некоторые ученые утверждают, что это был 1495 год. Первое свидетельство о деятельности Рафаэля как живописца обнаружено в документе от 10 декабря 1500 года, который гласит, что молодому живописцу, к тому времени называемому мастером, поручено помогать писать запрестольный образ, который должен быть закончен к 13 сентября 1502 года. Из этого ясно, что Рафаэль уже так явно доказал свое мастерство, что между 1501 и 1503 годами получил довольно важный заказ — написать “Коронацию Девы” для часовни Одди в церкви святого Франческо в Перудже (теперь в музее Ватикана, Рим). Великий мастер из Умбрии Пьетро Перуджи но выполнял фрески в Колледжио дель Камбио в Перудже между 1498 и 1500 годом, позволив тем самым Рафаэлю как члену его мастерской приобрести обширные профессиональные познания. В дополнение к этому практическому обучению спокойный и изящный стиль Перуджино также повлиял на Рафаэля. “Вручение ключей святому Петру”, написанное Перуджино в 1481 —1482 годах для Сикстинской капеллы Ватиканского дворца в Риме, вдохновило Рафаэля на его первую главную работу, “Обручение Марии” (1504, галерея Брера, Милан). Влияние Перуджино заметно в акценте на перспективу, в выдержанных связях между фигурами и архитектурой и в лирическом спокойствии персонажей. Однако даже в этой ранней работе видно, что эмоциональность Рафаэля отличалась от подхода его учителя. Расположение фигур менее жестко привязано к архитектуре, а расположение каждой фигуры относительно других — более живое и неформальное. Спокойствие фигур и кроткое отношение между ними превосходит чтолибо подобное в работе Перуджино. Три маленькие картины, выполненные Рафаэлем вскоре после картины “Обручение Марии”, — “Видение рыцаря”, “Три грации” и “Святой Михаил” — являются мастерскими образцами “повествовательной” живописи, демонстрирующими наряду с юной свежестью растущую способность управлять элементами собственного стиля. Хотя Рафаэль и многому научился у Перуджино, он к концу 1504 года нуждался в других моделях для своей работы; ясно, что его тяга к познаниям заставляла его смотреть дальше Перуджи. Переезд во Флоренцию. Вазари невнятно повествует о том, что Рафаэль последовал за живописцем из Перуджи Бернардино Пинтуриккьо в Сиену, а затем отправился во Флоренцию, привлеченный отзывами о работе, которую Леонардо да Винчи и Микеланджело выполняли в этом городе.

К осени 1504 года Рафаэль наверняка прибыл во Флоренцию. Неизвестно, было ли это его первым посещением Флоренции, но, как свидетельствуют его работы, приблизительно в 1504 году он впервые ознакомился с этой артистической цивилизацией, которая укрепила его в уже приобретенном мировоззрении и открыла для него новые и более широкие горизонты. Вазари пишет, что он изучал не только работы Леонардо, Микеланджело и Фра Бартоломео, которые были мастерами Высокого Возрождения, но также и “старые вещи Мазаччо”, первооткрывателя натурализма, который ознаменовал отход раннего Возрождения от готики. Однако его основными учителями во Флоренции были Леонардо и Микеланджело. Многие из работ, выполненных Рафаэлем между 1505 и 1507 годами, наиболее известными из которых является большая серия мадонн, включая “Мадонну со щегленком” (около 1505, галерея Уффици, Флоренция), “Мадонну в зелени” (около 1505, Художественноисторический музей, Вена), “Мадонну Эстергази” (около 1505 —1507, чМузей изобразительных искусств, Будапешт), и “Мадоннусадовницу” (около 1507, Лувр, Париж), отмечены влиянием Леонардо, который с 1480 года внедрил большие новшества в живопись. Рафаэль особенно находился под влиянием картин Леонардо “Мадонна с младенцем и со святой Анной”, которые отмечены интимностью и простотой обстановки, необычной для искусства 15 века. Рафаэль не следует флорентийской технике построения композиции с огромными массами фигур в глубине; фигуры сгруппированы как одно целое, но каждая сохраняет свою собственную индивидуальность и форму. Новое единство композиции и подавление всего несущественного отличает работы, которые он написал во Флоренции. Рафаэль так же многим обязан технике освещения Леонардо; он умеренно использовал эффект светотени Леонардо (то есть сильный контраст между светом и тенью) и он был под особым впечатлением от его “сфума то” (то есть использования чрезвычайно тонких, мягких затенений и полутонов вместо линий для очерчивания форм и деталей). Однако Рафаэль пошел дальше Леонардо в создании новых типов фигур, чьи округлые, кроткие лица передают несложные и типично человеческие чувства, поднятые до возвышенного совершенства и ясности. В 1507 году Рафаэль получил заказ напи сать картину “Снятие с креста”, которая теперь находится в галерее Борге зе в Риме. В этой работе видно, что Рафаэль вознамерился изучить у Микеланджело выразительные возможности человеческой анатомии. Но Рафаэль отличался от Леонардо и Микеланджело, которые оба были живописцами темной глубины и волнения, тем, что он желал развить более спокойный и открытый стиль, который бы служил в качестве популярной, универсально доступной формы визуальной коммуникации. Последние годы в Риме. Рафаэль был вызван в Рим в конце 1508 года Папой Римским Юлием II по предложению архитектора Донато Браманте. В это время Рафаэль был мало известен в Риме, но молодой человек вскоре произвел глубокое впечатление' на властного Юлия и папский двор, и его авторитет мастера рос день ото дня. Рафаэль обладал приятной внешностью и большим личным обаянием в дополнение к его потрясающим художественным талантам, и он в конечном счете стал настолько популярным, что его называли “принцем живописцев”. Рафаэль провел последние 12 лет своей короткой жизни в Риме. Это были годы лихорадочной деятельности и следовавших один за другим шедевров. Его первым заданием в городе было написание цикла фресок в анфиладе комнат среднего размера папских апартаментов в Ватикане, где Юлий жил и работал; эти комнаты известны просто как станцы. Станца делла Сеньятура (1508 — 1511) и станца д’Элиодоро (1512 — 1514) были украшены фактически полностью самим Рафаэлем; фрески в станце дель Ин чендио (1514—1517), хотя и разработанные Рафаэлем, были в значительной степени выполнены его многочисленными помощниками и учениками. Художественное оформление станцы делла Сеньятура было, возможно, величайшей работой Рафаэля. Юлий II был высоко культурным человеком, который окружил себя наиболее яркими личностями эпохи Возрождения. Он поручил Браманте строительство новой базилики святого Петра, чтобы заменить первоначальную церковь 4 века; он призвал Микеланджело выполнить его надгробие и заставил его, против его желания, украсить потолок Сикстинской капеллы; и, чувствуя гений Рафаэля, он передал в его руки исполнение философского замысла фресок в станце делла Сеньятура. Эта тема была историческим оправданием власти католической церкви посредством неоплатонической философии. Четыре стены в станце делла Сеньятура заняты фресками “Диспут” и “Афинская школа” — на больших стенах, и “Парнас” и “Мудрость, Уверенность и Сила” — на меньших стенах. Наиболее важные из этих фресок — “Диспут” и “Афинская школа”. “Диспут”, показывающий небесное видение Бога и его пророков и апостолов над группой представителей католической церкви, посредством своей иконографии ставит знак равенства между триумфом церкви и триумфом истины. “Афинская школа” является сложной аллегорией мирского познания, или философии, показывая Платона и Аристотеля, окруженных философами прошлого и настоящего, в роскошной архитектурной обстановке; она иллюстрирует историческую непрерывность платонической мысли. “Афинская школа” является, возможно, наиболее известной из всех фресок Рафаэля и одним из величайших художественных произведений Высокого Возрождения. Здесь Рафаэль заполняет упорядоченное и неизменное пространство фигурами в их богатом разнообразии поз и жестов, которые он использует, чтобы одна группа фигур вела к следующей согласно единому и взаимосвязанному принципу, подводя глаза к центральным фигурам Платона и Аристотеля в точке схождения перспективного пространства. Пространство, в котором собраны философы, обозначено пилястрами и цилиндрическими сводами большой базилики, которая основана на художественном проекте Браманте для Собора святого Петра в Риме. Общим эффектом фрески является ощущение величественного спокойст вия, ясности и равновесия. Примерно в того же время, вероятно, в 1511 году, Рафаэль написал более мирской сюжет, “Триумф Галатеи” в вилле Фарнези на в Риме; эта работа была, возможно, наиболее успешным воплощением живого духа классической старины, осуществленным в период Высокого Возрождения. Тем временем художественная роспись Рафаэлем папских квартир продолжилась после смерти Юлия в 1513 году и во время правления понтифика Льва X до 1517 года.

В отличие от обобщенных аллегорий в станце делла Сеньятура роспись во второй комнате, станце д’Эли одоро, изображает определенные чудодейственные события в истории христианской церкви. Четыре основных сюжета — "Изгнание Элиодора из храма”, “Чудо в Больсене”, “Освобождение святого Петра” и “Лев I, останавливающий Аттилу”. Эти фрески глубже и богаче по цвету, чем в предыдущей комнате, и они демонстрируют смелый подход Рафаэля в использовании драматических сюжетов и необычных световых эффектов.

“Освобождение святого Петра”, например, является ночной сценой и содержит три отдельных эффекта освещения — лунный свет, факел, несомый солдатом, и сверхъестественный свет, исходящий от ангела. Рафаэль поручил своим помощникам расписать третью комнату, стан цу дель Инчендио, за исключением одной фрески, “Пожар в Борго”, в которой явно очевидны его стремление к более красочным драматическим событиям и его продолжающееся изучение мужской наготы. Мадонны, которых Рафаэль написал в Риме, свидетельствуют об отходе от ясности и мягкости более ранних работ с целью подчеркнуть качества энергичного движения и вели колепия. Его “Мадонна Альба” (1508, Национальная галерея, Вашингтон, округ Колумбия) воплощает безмятежное спокойствие флорентийских мадонн, но показывает зрелость эмоционального выражения и высшую техническую искушенность в позах фигур. За ней последовали “Мадонна ди Фо линьо” (1510, Ватиканский музей) и “Сикстинская мадонна” (1513, Картинная галерея, Дрезден), которые демонстрируют богатство цвета и новое композиционное решение, типичное для римского периода Рафаэля. Некоторые из его других поздних мадонн, как, например, “Мадонна Франциска I” (Лувр), примечательны своей изысканной элегантностью. Помимо прочих его достижений, Рафаэль стал наиболее влиятельным портретистом в Риме в течение первых двух десятилетий 16 века. Он ввел новые типы изображения и новые психологические ситуации для своих моделей, что видно в портрете “Лев X с двумя кардиналами” (1517 — 1519, палаццо Питти, Флорен ция). Самой прекрасной работой Рафаэля в этом жанре, возможно, является “Портрет Бальдассаре Кас тильоне” (1516, Лувр), блестящее и поразительное исследование характера. Лев X поручил Рафаэлю создать эскизы больших гобеленов, которые должны были висеть на стенах Сикстинской капеллы.

Семь из десяти эскизов (предварительные рисунки в натуральную величину) были закончены в 1516 году, а гобелены были изготовлены и развешены по своим местам в капелле в 1519 году. Сами гобелены все еще находятся в Ватикане, в то время как семь из первоначальных эскизов Рафаэля находятся в британской королевской коллекции и в музее Виктории и Альберта в Лондоне. Эти эскизы представляют такие сюжеты, как “Забота Христа о Петре”, “Чудотворный улов рыб”, “Смерть Анании”, “Исцеление хромого”, “Ослепление Элима”, “Жертвоприношение в Листре” и "Святой Павел, проповедующий в Афинах”. В этих картинах Рафаэль создал прототипы, которые в течение будущих столетий влияли на европейскую традицию исторической живописи. Эскизы демонстрируют острое чувство драмы Рафаэля, его использование жестов и выражений лица для изображения эмоций и объединение им правдоподобных физических обстановок естественного мира и мира древней римской архитектуры. Во время работы в станце делла Сеньятура Рафаэль также выполнил свою первую архитектурную работу, проект церкви СантЭлиджо дельи Орефичи. В 1513 году банкир Агостино Киджи, чью виллу Фарнезина Рафаэль уже расписал, заказал ему спроектировать и расписать его погребальную часовню в церкви святой Марии дель Пополо.

В 1514 году Лев X остановил на Рафаэле свой выбор для работы в базилике святого Петра вместе с Браманте, и когда Браман те умер в том же году, Рафаэль принял руководство над этой работой, преобра зовав проект церкви из греческого, или радиального, в латинский, или продольный. Рафаэль также живо интересовался археологией и древней грекоримской скульптурой, отголоски чего очевидны в его изображениях человеческих фигур в течение римского периода. В 1515 году Лев X назначил его ответственным за сохранность изделий из мрамора с нанесенными на них ценными латинскими надписями; двумя годами позже он был назначен ответственным за сохранение памятников старины города и составил археологическую карту Рима. Рафаэль к этому времени возглавлял фактически все различные папские художественные проекты в Риме, включая архитектуру, живопись и художественное оформление и сохранение старины. Последний шедевр Рафаэля — “Преображение Господне" (заказано в 1517), огромный запрестольный образ, который был не закончен в момент его смерти и завершен его помощником Джулио Романо. Он теперь висит в музее Ватикана. “Преображение” является сложной работой, которая объединяет чрезвычайный внешний блеск и элегантность исполнения с атмосферой напряженности и насилия, переданной взволнованными жестами тесной группы людей. Оно показывает новую эмоциональность, которая подобна предвидению нового мира, бурного и динамичного; своим чувством и композицией оно предвосхитило движение маньеристов; его экспрессия близка стилю барокко. Рафаэль умер в 37 лет в день своего рождения. Траурная месса состоялась в Ватикане, причем его “ Преображениебыло помещено в изголовье гроба, а его тело было захоронено в Пантеоне в Риме.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную