РАЙТ, ФРЭНК ЛЛОЙД

РАЙТ, ФРЭНК ЛЛОЙД (Wright, Frank Lloyd), настоящее имя Фрэнк Линкольн Райт (родился 08.06.1867, РичлендСен тер, штат Висконсин, США умер 09.04.1959, Феникс, штат Аризона), архитектор и писатель, самый плодовитый гений американской архитектуры. Его органическая ар хитектура стала основой жилищного проектирова ния 20 века в Соединенных Штатах. Ранняя жизнь. Когда матери Райта, учительнице Анне ЛлойдДжоунс было 24 года, она вышла замуж за вдовца Уильяма Райта. 41 летнего странствующего музыканта и проповедника. В 1869 году семейство Райт переехало со своим сыном Фрэнком Линкольном (впоследствии он заменил свое второе имя на Ллойд) в штат Айова, затем семья жила на РодАйленде и в Веймуте, штат Массачусетс, и в конечном счете обосновалась в родном штате Райта Висконсине. Несколько семестров в 1885 — 1886 году юный Райт учился в Висконсин ском университете в Мэдисоне, являясь частным студентом, и так как в университете не преподавали архитектуру, он посещал инженерные курсы. Чтобы пополнить доходы семьи, Райт работал для декана инженерного факультета, но ему не нравились ни учеба в этом университете, ни окружающая его банальная архитектура. Он мечтал о Чикаго, где воздвигались огромные здания беспрецедентного строительного мастерства. Ранние чикагские годы. В начале 1887 года Райт поки нул Мэдисон и отправился в Чикаго, где нашел работу У Дж. Л. Силсби, занимавшегося архитектурной детализацией. Силсби великолепно исполнял эскизы, что побудило Райта добиться мастерского исполнения эскизов, линии которых послушны, а штрихи выразительны. Со временем Райт нашел более интересную работу в крупной архитектурной фирме Данкмара Адлера и Луиса Салливена. Веко ре он стал главным помощником Салливена и в июне 1889 года женился на Кэтрин Тобин Он работал под руководством Салливена до 1893 года, после чего открыл свою собственную архитектурную компанию. В его семье появилось шестеро детей, в фирме работало 10 его помощников. Первая работа новой архитектурной фирмы, дом для В. X. Винслоу, была сенсационной и достаточно квалифицированной, чтобы привлечь внимание наиболее влиятельного архитектора Чикаго Дэниела Бернхема, предложившего субсидировать Райта во время его учебы в Европе, после чего ему предлагалась должность главного проектировщика в фирме Бернхема. Это было лестное предложение, но Райт ответил отказом, и это трудное решение укрепило его намерение искать новые направления в архитектуре Среднего Запада. Другие молодые архитекторы проводили исследования в этом же направлении, которое впос ледствии назвали “дома прерий”. К 1900 году это направление достигло зрелости, и Фрэнк Ллойд Райт, которому в это время исполнилось 33 года,почти самоучка, был его главным практиком. Органическая архитектура вскоре получила широкое признание за свой радикальный подход к строительству современных домов. Используя материалы массового производства и оборудование, предназначенное главным образом для промышленного строительства, архитекторы “прерий” отвергали сложное разделение и детализирование, предпочитая простые и незамысловатые стены, просторные жилые помещения и отопительные батареи, расположенные по периметру под широки ми застекленными участками здания. При этом экономично достигались комфорт, удобство и простор помещений. С 1900 по 1910 год сам Райт спроек тировал около 50 домов, относящихся к этому архитектурному направлению. Типичный спроектированный Райтом в это время дом имел широкую низкую крышу над окнами, которые переходили от одной стены к другой, бросая вызов традиционному строению большинства обычных коробкообразных домов; главные комнаты дома переходили одна в другую, представляя собой непрерывное пространство. В этот период Райт неоднократно читал лекции, самая известная из которых “Искусство и сноровка машины” была впервые опубликована в 1901 году. Работам Райта отводилось главное место на местных выставках с 1894 по 1902 год. В 1902 году он построил дом для В. В. Виллитцеса, который стал первым шедевром “школы прерий”.

В 1905 году он совершил поездку в Японию. К этому времени в сферу деятельности Райта входило проектирование жилых домов, групп строений и центров отдыха и развлечений. Самые замечательные свои проекты Райт выполнил для коммерческих предприятий и для церкви. Административное здание для компании “Ларкин”, фирмы, занимающейся почтовыми переводами в Буффало, штат Нью Йорк, было возведено в 1904 году (снесено в 1950). Расположенное неподалеку от железнодорожных путей, оно было герметичным и огнеупорным, снабжено фильтрованной и кондиционированной механической системой вентиляции; меблировано металлическими столами, стульями и шкафами; просторные помещения были покрыты материалами. поглощающими звук; кроме того, в здании фирмы было весьма гармоничное освещение, как естественное, так и искусственное. Через два года по проекту Райта уже строилась церковь унитариев в Оукпарк, Храм единства, в 1971 году она была зарегистрирована как национальный исторический памятник архитектуры. Церковь была построена с минимальным использованием бюджетных средств, маленький храм и прилегающий к нему социальный центр приобрели непреходящую монументальность. Прихожане все еще собираются в интимном кубическом помещении, обращенном внутрь и освещенном сверху, в которое не проникает шум города. Храм единства выгодно отличается от здания компании “Ларкин” последова тельностью структуры (церковь была построена из бетона, с массивными стенами и армированной крышей) и изобретательными внутренними украшениями, которые подчеркивают пространство, и в то же время подчиняют массу. В отличие от многих современных архитекторов Райт воспользовался украшениями для определения и подчеркивания масштаба. Европа и Япония. К 1909 году охлаждение отношений между Райтом и его женой и его связь с Мама Чейни, женой одного из бывших клиентов, мешали ему получать архитектурные заказы. В этом же году Райт начал работу над своим собственным домом, который он назвал Тализин, неподалеку от Сприн Грин, штат Висконсин; в сентябре отправился в Европу. Находясь в Европе, Райт создал две знаменитые книги, обе были впервые опубликованы в Германии: большой двойной альбом эскизов ( “ Ausgefiihrte Bau ten und Entwiirfe”, 1910) и меньший по объему, но полный фотографический альбом построенных по его проекту зданий ( “Ausgefiihrte Bauten”, 1911). Вместе с чертежником Тейлором Вилли и своим старшим сыном Ллойдом Райтом архитектор создал множество великолепных эскизов, опубликованных в этих альбомах, переделав изображения, привезенные из Чикаго. Оукпарка и Висконсина. К 1911 году Райт и Чейни, все еще не состоящие в браке, изза того что Райту не удавалось получить развод, жили в Тали зине. Карьера Райта страдала изза неприятных слухов, вызванных его связью с Чейни, но он нашел несколько верных клиентов, подобных Эври Кунлицу, проект пригород ного особняка которого, расположенного западнее Чикаго, он выполнил в 1908 году, создав шедевр “школы прерий”. В 1912 году создал проект своего первого небоскреба, стройного бетонного здания, ставшего предвестником, но так никогда и не построенного. В это время японцы начали рассматри вать кандидатуру Райта в качестве архитектора, который мог бы спроектировать новую гостиницу в Токио, где клиентов можно было бы официально развлекать и размещать в номерах, построенных в западном стиле. Таким образом, в начале 1913 года Райт и Чейни провели несколько месяцев в Японии. В следующем году Райт был занят в Чикаго на спешной стройке Миду эйГарденс, комплекса, который должен был включить в себя рестораны на открытом воздухе, другие рестораны и клубы. Дизайн зданий был симметричным, они были ярко украшены абстрактными и полуабстрактными произведениями искусства и орнаментом. Однако после большого успеха этого комплекса наступили времена “сухого закона”, и комплекс был впоследствии разрушен. Незадолго до открытия МидуэйГарденс Райта постигло страшное горе — Чейни и ее дети, посещавшие мать в Тализине, и еще четыре человека были убиты сумасшедшим слугой, а жилые комнаты дома были уничтожены пожаром. Потрясенный трагедией, Райт начал восстанавливать свой дом, и вскоре сошелся с женщинойскульптором Мириам Ноэль, которая стала его любовницей, хотя Райт официально был все еще женат на Кэтрин Райт. В 1916 году Райт и Ноэль отправились в Японию, где жили в течение последующих пяти лет. Императорский отель (1915 — 1922, демонтирован в 1967) стал одной из наиболее значительных работ Райта, отличаясь своим расточительным комфортом, великолепными помещениями и беспрецедентным зданием. Благодаря революционной, свободной консольной конструкции это здание одно из немногих благополучно противостояло разрушительному землетрясению, потрясшему Токио в 1923 году. Никто больше не сомневался в том, что Райт полностью овладел искусством архитектора, но он все же продолжал испытывать трудности в получении крупных заказов изза своего эгоцентрического и нетрадиционного поведения и скандалов, окружавших его личную жизнь. 1920 а 1930 годы. Пересекающие Тихий океан путешествия Райта привели его в Калифорнию, где он повстречался с богатым и требовательным клиентом Элин Барнсдалл, которая около 1920 года построила по проектам Райта комплекс зданий и студий среди садов в поместье Олив Хилл; теперь они являются муниципальной художественной галереей Голливуда. В 1923 и 1924 году Райт построил четыре здания в Калифорнии, используя текстурированный бетон с новым решением формы. В конце 1922 года Кэтрин наконец дала развод Райту. Его связь с Мириам Ноэль исчерпала себя, в 1925 году Тали зин вновь сгорел после удара молнии, и Райт вновь отстроил его. В том же году голландское издание “Wendingen” полно и красочно представило новую работу Райта, европейцы лестно отзывались об американском архитекторе. В 1924 году Райт познакомился с Олдживан ной Хинзенберг, вскоре она стала постоянно жить с ним, и в 1928 году они поженились. Тем временем финансовое состояние Райта пришло в катастрофическое состояние; в 1926 — 1927 годах он продал большую коллекцию японских эстампов, но все же не сумел спасти Тализин от банка, который наложил арест на его дом. В период всех этих неурядиц Райт начал написание “Автобиографии”, а также ряда статей об архитектуре, которые были опубликованы в 1927 и 1928 годах. Поклонники Райта основали компанию “Райт, Инкорпо рейтед”, фирму, которой принадлежали талант архитектора, его собственность и его долги, —¦ создание фирмы позволило эффективно защищать его. В 1929 году Райт разработал проект башни консольных студий с бетонной сердцевиной, эта башня должна была быть построена в Нью-Йорке, по многим оценкам, она стала одной из лучших его работ.

В 1956 году проект башни святого Марка был наконец реализован в Бартлсвилле, штат Оклахома, подназванием ПрайсТау эр. Крах фондовой биржи в 1929 году положил конец всей архитектурной деятельности в Соединенных Штатах, и Райт провел следующие несколько лет, читая лекции в Принстоне, Чикаго и НьюЙорке. Тем временем выставка его архитектурных работ совершала турне по Европе и Соединенным Штатам.

В 1932 году были опубликованы “Автобиография” и первая из книг Райта, посвященных проблемам города, “Исчезающий город”. В том же году семья Райт основала “Ассоциацию Тализин”, обучающую программу для архитекторов и художниковоформи телей, которые жили в Тализине и использовали его здания и другие школьные постройки, которые они сами строили и перестраивали. Каждый год у Райта работало от 20 до 60 учеников, некоторые из них оставались с ним целые десятилетия, составляя основной штат его офиса. Однажды зимой Райт и его окружение отправились в Аризону, где вскоре был построен Западный Тализин. В это время Райт разработал эффективную систему строительства дешевых домов, и в последующие годы их было построено множество. В отличие от “домов прерий”, эти дома, названные “усониане”, имели плоскую крышу и обычно один этаж на обогреваемом сплошном бетонном фундаменте; некоторые из этих домов являются лучшими работами Райта — например, дом Якобса (1937) в Вестмор ленде, штат Висконсин, недалеко от Мэдисона, успех и признание. Постепенно Райт стал ведущим архитектором; после улучшения дел в экономике страны он получил два заказа и великолепно с ними справился. Первым заказом был дом Кауфмана недалеко от Питсбурга в Ал легейнских горах. Этот дом был смело размещен над водопадом (он известен под названием “Над водопадом”), что способствовало его широкой известности с 1936 года и до нашего времени. Эта работа Райта стала предметом, возможно, самого большого восхищения, впоследствии дом был передан штату и открыт для посетителей. Вторым важным заказом был административный центр С. Джонсона, производителя воска, в Расине, штат Висконсин. В нем Райт сочетал закрытое, освещенное сверху пространство с изогнутыми формами и новшество в архитектуре — цилиндрические грибовидные колонны. Получившееся в результате воздушное пространство сделано здание одним из наиболее гуманных рабочих помещений в современной архитектуре. Каждое из этих зданий представило Райта столь же творческим архитектором, как и более молодые проектировщики, и специалистом в области уникальных выразительных форм. Впоследствии у Райта было множество заказов на проектирование самых различных зданий со всех концов света. Были начаты проекты университетского городка и зданий колледжа Южной Флориды в Лейкленде (1940—1949) , был выполнен проект магазина В. С. Морриса (1948) в СанФранцис ко. Среди поздних проектов Райта, как осуществленных, так и неосуществленных, выделяются две работы: музей Гуггенхайма в НьюЙорке и правительственный центр округа Марин неподалеку от Сан Франциско. Уже в 1943 году поступил заказ на проект музея Гуггенхайма, в котором планировалось разместить постоянную коллекцию абстрактного искусства. Строительство началось в 1956 году, а музей открылся в 1959 году, уже после смерти Райта.

В музее Гуггенхайма не было раздельных этажей, вместо них использовалась спиральная рампа, которая воплощала идеал Райта о неразрывном пространстве и благодаря которой это здание стало одной из наиболее значительных работ архитектора. Комплекс в округе Марин стал единственной работой Райта, выполненной им для правительства и объединяющей архитектуру, автомобильную магистраль и автомобиль. Эта концепция долгое время поглощала Райта. Райт был плодовитым автором, написавшим “Автобиографию” (издана в 1932, пересмотренное издание в 1943), “Органическую архитектуру” (1939), “Американскую архитектуру” (1955) и “Завещание” (1957). Он был творцом и весьма продуктивным архитектором. Он создал проекты приблизительно 800 зданий, 380 из которых были построены и около 280 сохранились до сих пор. В течение всей карьеры он использовал декоративные детали, естественные тона и богатые текстурные эффекты. Острое чутье при использовании материалов помогало ему контролировать и совершенствовать динамическое выражение пространства, которое открыло новую эру в американской архитектуре. Он прославился как создатель и интерпретатор “органической архитектуры”, то есть зданий, гармонирующих как с их жителями, так и с окружающей средой. Самыми значительными достижениями Райта стали смелость и плодовитость его фантазии, а также его мастерство в управлении пространством.












АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную