РЕН, СЭР КРИСТОФЕР

РЕН, СЭР КРИСТОФЕР (Wren, Sir Christopher) (родился 20.10.1632, Восточный Нойл, Уилтшир, Англия — умер 25.02.1723, Лондон), архитектор, проектировщик, астроном и геометр, величайший английский архитектор своего времени; Рен спроектировал 53 лондонские церкви, включая Собор святого Павла, а также множество известных светских зданий. Рен был основателем Королевского общества (президент в 1680 — 1682), его научные работы получили высокую оценку Ньютона и Паскаля.

В 1673 году он был возведен в рыцарское звание. Ранняя академическая карьера и научные исследования. Рен был сыном ректора, младшим ребенком в семье и единствен ным мальчиком, с очень плохим здоровьем. Еще до того, как Кристоферу исполнилось три года, его отец был назначен деканом Виндзора, и семья Ренов поселилась в окрестностях двора. Интеллектуалы при дворе Карла I способствовали развитию у мальчика интереса к математике.

В 1642 году жизнь в Виндзоре была прервана гражданской войной. Дом декана подвергся разграблению, и декан был выну ж ден уйти в отставку и поселиться сначала в Бристоле, а затем в загородном доме своего зятя Уильяма Холдера в Оксфордшире. Рен был отправлен в Вестминстерскую школу, но провел довольно много времени в обучении у Холдера, проводя эксперименты по астрономии. Он перевел на латынь работу Афтреда о солнечных часах и сконструировал различные астрономические и метеорологические устройства. Общее направление его исследований проходило в области астроно мии, хотя в 1647 году, после встречи с анатомом Чарлзом Скарбургом, он всерьез занялся и физиологией. Рен готовил эксперименты Скарбурга и создал модели, демонстрирующие работу мускулов. Уже в эти ранние годы стало заметно желание Рена подойти к научным проблемам при помощи визуальных средств. Дошедшие до нас чертежи Рена выполнены весьма профессионально, и его модели, думается, были не менее элегантными. В 1649 году Рен отправился в Уодхемский колледж Оксфорда где он стал студентом, оплачивающим свою учебу, этот статус предоставлял ему некоторые привилегии, в 1651 году он получил диплом Британской академии. В то время парламентское правительство провело в Оксфорде большую чистку наиболее кон сервативных элементов. Появились новые люди, многие из которых обладали большими способностя ми и особыми интересами в “экспериментальной философии”, о которой так красноречиво возвестил научный философ сэр Фрэнсис Бэкон. В 1653 году Рен стал членкорреспондентом академии и етипен диатомисследователем колледжа ОлСоулс и начал период активных исследований и экспериментов в Оксфорде, который завершился лишь после его назначения в 1657 году профессором астрономии в Грешемколледже Лондона. Через год после смерти Оливера Кромвеля и последовавшей вслед за ней политической суматохой колледж был занят военными и Рен вернулся в Оксфорд, где, скорее всего, он находился во время событий, приведших к восстановлению на гроне Карла II в 1660 году. Он вернулся в Грешемкол ледж, где была возобновлена научная деятельность, и где интеллектуалы предложили создать общество “содействия физикоматематическим экспериментальным исследованиям”. Получив покровительство восстановленной монархии, эта группа стала Королевским обществом, Рен был одним из наиболее ее активных участников и автором преамбулы устава общества. В 1661 году он был избран профессором астрономии в Оксфорде, а в 1669 году назначен инспектором по проведению работ для Карла II. Достигнув возраста 30 лет, и испытав себя во многих направлениях, он все еще не нашел сферы деятельности, в которой мог бы получить полное удовлетворение. Поворот к ар хитектуре. Одной из причин обращения Рена к архитектуре, возможно, стало почти полное отсутствие серьезных архитектурных течений в Англии того времени. За десять лет до описываемых событий скончался архитектор Иниго Джонс. Во всей Англии было не более полудюжины людей, обладавших достаточными познаниями в архитектурной теории, но ни одного способного донести искусство строительства до интеллектуального диапазона мысли Королевского общества, то есть представить архитектуру искусством, достойным научных исследований. Здесь для Рена открывалось целое поле деятельности, в котором, если бы ему была предоставлена возможность, он мог бы доминировать; поле, в котором интуиция физика и искусство изготовителя моделей вместе способствовали бы созданию произведений огромного размера и сложной конструкции. Эта возможность ему представилась в 1662 году, когда он проектировал Шел доновский театр в Оксфорде Этот театр, подарок лондонского епископа Шелдона своему старому университету, был задуман как театр в классическом смысле, где могли бы проводиться университетские церемониалы. Проект театра следовал классической форме, вдохновленной древним театром Марцелла в Риме, но его крыша была покрыта деревянными фермами, таким образом, комбинируя классический подход с эмпирическим модерном, что отчасти характеризовало взгляды Королевского общества. Возможно, в это же время Шелдон обратился к Рену за консультациями по поводу обветшалого и почти заброшенного Собора святого Павла в Лондоне. Таким образом, Рен оказался бесповоротно вовлечен в строительные проблемы. В этот момент ему весьма необходимо было глубокое изучение традиций европейского классицизма, и он воспользовался подвернувшейся возможностью, отправившись с английским посольством в Париж.

В 1665 году архитектура при дворе Людовика XIV достигла вершины своего расцвета. Строительство дворца в Лувре приближалось к завершению, и были начаты работы по реконструкции Версаля. Великий скульптор и архитектор Бернини, находившийся в то время в Париже, разрабатывал проекты восточного фасада Лувра, и пожилой итальянец позволял Рену просматривать его эскизы. Во французской столице Рен мог видеть и многое другое, включая куполообразные церкви ВальдеГраса и Сорбонны и множество восхитительных замков в непосредственной близости от Парижа. Весной 1666 года в Оксфорде он выполнил свой первый проект купола Собора святого Павла, который был принят 27 августа 1666 года. Однако через неделю большой лондонский пожар превратил две трети Сити в дымящуюся пустыню, превратив древний Собор святого Павла в руины. Рен в то время, скорее всего, находился в Оке форде, но эта новость, столь невероятно значимая для его будущего, тут же позвала его в Лондон.

В период между 5 и 11 сентября он точно установил область разрушений и разработал план восстановления Сити, учитывая новые тенденции строительства, представив этот план Карлу II. В этом плане было отражено знание Реном Версаля и его осведомленность (посредством гравюр) с Римом времен Папы Сикста V. Другие архитекторы также представили свои планы, и 13 сентября король провозгласил о намерении принять новый план Лондона. Однако все планы остались лишь на бумаге изза большого числа проблем, связанных с инспектированием, компенсациями и перераспределением. В 1667 году был принят закон о реконструкции, который позволил лишь расширить некоторые улицы, установил стандарты строительства новых зданий, наложил налог на уголь, прибывающий в Лондонский порт, и предусмотрел восстановление нескольких важнейших зданий. В 1669 году скончался королевский инспектор по проведению работ, и Рен был назначен на его место. В декабре он женился на Фейс Когхилл и переехал в официальную резиденцию инспектора в Уайтхолле, где проживал до своей отставки в 1718 году. В 1670 году был принят еще один закон о реконструкции, который повысил налог на уголь и таким образом предоставил средства на восстановление Собора святого Павла, церквей в лондонском Сити и установление памятной колонны, посвященной Большому пожару. Восстановительные работы в Лондоне в то время проходили в довольно высоком темпе. Сам Рен не имел никакого отношения к этим восстановительным работам. Время от времени он давал советы властям Сити по самым значительным проектам, но не участвовал в проектировании жилых зданий и офисов в Сити, так как был королевским инспектором, работающим в Уайтхолле, а не чиновником лондонского Сити. Собор святого Павла и церкви Сити не попадали автоматически в сферу королевских работ, хотя и существовала давняя традиция королевской ответственности за Собор святого Павла.

В 1670 году первые церкви были фактически восстановлены. Восемьдесят семь церквей были разрушены пожаром, но некоторые приходы были объединены, так что была построена лишь 51 новая церковь. Хотя Рен нес личную ответственность за все эти церкви, нельзя считать, что каждая из них построена по его собственному проекту. Сохранившиеся эскизы показывают, что зачастую эти полномочия передавались другим архитекторам, и лишь несколько церквей было построено по проекту Рена. Однако несомненно, что Рен был инициатором всех этих проектов и некоторые из церквей явно построены под его влиянием. Строительство Собора святого Павла. В то время как строились эти церкви, Рен медленно и кропотливо создавал проекты для Собора святого Павла. Первоначальная стадия разработки проектов представлена “первой моделью” 1670 года, которая в настоящее время находится в хранилище собора. Этот проект был принят, и началось разрушение старого собора. Однако к 1673 году проект многим стал казаться чересчур скромным, и в ответ на критику Рен представил проект, поражающий своим великолепием. По этому проекту был изготовлен деревянный макет, и “Великая Модель” до сих пор хранится в Соборе святого Павла. Однако проект не смог удовлетворить собрание каноников и мнение духовных лиц, и Рен был вынужден отойти от идеала и заключить компромисс с традиционным искусством. В 1674 году он представил довольно посредственный классикого тический компромиссный проект, известный как “Разрушенный проект”, который был тут же принят королем, и в 1675 году началось строительство собора. Затем произошло нечто довольно загадочное. Собор, который Рен начал строить, мало чем напоминает проект, одобренный королем. На месте строительства возникало тщательно продуманное и великолепно детализированное здание. В 1694 году была закончена каменная кладка хоров, параллельно возводились и другие части здания. В 1697 году в соборе прошла первая служба, хотя у здания по прежнему не было купола. Когда строительство собора продолжалось уже 22 года, некоторые лица в правительстве начали считать, что оно слишком уж затянулось. Для того чтобы ускорить его, выплата половины жалованья Рена была приостановлена до завершения стройки. Рену в то время исполнилось уже 65 лет. Собор был достроен в 1711 году. 79летний Рен подал прошение о выплате задерживавшейся части своего жалованья, и она была ему полностью выплачена. Строительство собора продолжалось в течение 35 лет под руководством одного архитектора. Сопутствующие проекты. Все эти годы Рен являлся архитектором не только Собора святого Павла и церквей Сити, но был также руководителем королевских работ и, таким образом, ответственным чиновником всех строительных расходов королевской казны. У него были способные подчиненные, которые могли взять на себя рутинные обязанности, но многим все же приходилось заниматься ему самому, включая контроль над развитием строительства в Вестминстере и прилегающих к нему районах. Приблизительно в 1674 году Кембриджский университет решил строить здание сената для почти тех же целей, что строился в свое время Шелдонов ский театр. Рен подготовил эскизы, но проект был заброшен. Глава Тринити колледжа, поддерживавший этот проект, был разочарован, но он убедил руководство колледжа предпринять строительство новой библиотеки и нанять Рена для составления проекта. Здание библиотеки, спроектированное Реном, впечатляло своим классицизмом. В нем даже не было намека на стиль барокко, который в то время преобладал в Европе, и здание можно было принять за строение в стиле неоклассицизма, распрост раненного столетием позже. В 1681 году в Оксфорде декан церкви Христа пригласил Рена завершить строительство главных во рот колледжа. Нижняя часть ворот была построена по проекту кардинала Вулси в декоративном готическом стиле. Восьмиугольная башня по проекту Рена иллюстрирует его уважение к готическому стилю и его личную точку зрения на этот стиль. Его отношение к готическому проектированию было последовательным и оказало влияние на готическое строительство в 18 веке.

В 1682 году Карл II основал королевскую больницу в Челси для престарелых ветеранов королевской армии. Идея строительства такой больницы, несомненно, была заимствована у Людовика XIV, постро ившего в 1670 году Дом инвалидов, но здание по проекту Рена, завершенное в 1685 году, весьма отличается от своего прототипа. В 1685 году скончался Карл II, и во время недолгого правления его брата Якова II, внимание Рена было приковано главным образом к Уайтхоллу. Новый королькатолик потребовал построить новую часовню; кроме того, он заказал новую художественную галерею, зал для совета и апартаменты на берегу Темзы для королевы. Все это было построено Реном, но впоследствии бьшо уничтожено в огне уайтхоллского пожара в 1698 году. Сохранилось немного сведений о личной жизни Рена после 1669 года. В 1673 году, в год изготовления им “Великой модели”, он был посвящен в рыцарское звание. Первая жена Рена умерла от оспы в 1675 году, оставив ему малолетнего сына Кристофера (другой их сын скончался в младенчестве). Его вторая жена Джейн Фицвильям, родившая ему дочь Джейн и сына Уильяма, умерла в 1679 году.

Все эти годы он продолжал заниматься научными исследованиями. Он по прежнему оставался центральной фигурой Королевского общества и был его президентом с 1680 по 1682 год. Рен проявлял достаточную активность в общественных делах и избирался членом парламента в Виндзоре в 1680, 1689 и 1690 годах, но каждый раз отказывался от своего места в парламенте. После революции 1688 года, которая свергла с трона Якова II, Рен стал главным архитектором Вильгельма Оранского. Уильям III и Мария II оказалась самыми активными строителями из монархов. Им не нравился дворец Уайтхолл, и в 1689 году Рен работал над проектами двух новых дворцов: один в Кенсингтоне в предместье Лондона, другой в Хемптонкорте, в 24 км от него, вверх по Темзе. Кенсингтонский дворец являлся перестройкой старого дома с новыми дворами и галереями. Он не является лучшей работой Рена, но южный фасад здания украшен великолепной кирпичной кладкой. С другой стороны, дворец в Хемптонкорте стал крупным проектом Рена — полная перестройка дворца, начатого Вулси. До нашего времени дошли первые проекты Рена, в которых он впервые предстает как архитектор дворцов. Однако было решено разрушить лишь половину старого дворца, и проект Рена был значительно сокращен. Тем не менее он привнес в него множество новшеств и уникальное использование ан глийских строительных материалов. Хемптонкорт построен из красного и коричневого кирпича и портлендского камня, которые великолепно сочетаются между собой. В 1694 году умерла королева Мария, король упал духом, и строительство дворца в Хемптонкорте было приостановлено. За два года до своей смерти королева задумала строительство королевского госпиталя для моряков в Гринвиче. Первые планы строительства были выполнены Реном в 1694 году, работы начались в 1696 году, а строительство всех зданий госпиталя было завершено лишь через несколько лет после смерти Рена. Гринвичский госпиталь был последней крупной работой Рена и единственным комплексом зданий, работы над которым продолжались после завершения Собора святого Павла в 1711 году. Королева Анна предоставила ему дом в Хемптон корте, кроме того, у него был лондонский дом на улице СентДжеймс, в котором слуга Рена обнаружил своего хозяина мертвым в кресле после ужина. Рен был похоронен с большими почестями в Соборе святого Павла, могила была прикрыта просто надписанной плитой черного мрамора. Впоследствии его сын разместил на близлежащей к могиле стене надпись, которая стала одной из знаменитейших надгробных надписей: “Читатель, если ты ищешь памятник, оглянись вокруг”. Оценка. Рен скончался в возрасте 91 года, значительно пережив эпоху, которой принадлежал его гений. Даже те, кого он обучал и которые многим были обязаны его гению, уже не были молоды. Созданная этим поколением школа барокко находилась под огнем критики нового поколения, которое отбросило репутацию Рена и начало подражать предшествовавшему ему Иниго Джонсу. Архитекторы 18 века не могли забыть Рена, но они не прощали ему тех элементов его архитектуры, которые казались им неклассическим и. Церкви оказали самое сильное влияние на позднюю архитектуру. Во Франции, где английская архитектура редко оказывала сильное влияние, Собор святого Павла все же не мог быть проигнорирован, и церковь святой Женевьевы (теперь Пантеон), строительство которой было начато в 1757 году, имеет полушку капители и купол, весьма схожие с этими же элементами в Соборе святого Павла. Ни один архитектор, которому приходилось строить здание с куполом, не мог не использовать образцы Рена, и в мире существует бесчисленное множество вариаций подобного купола, от Исаакиевского собора (1840 —1842) в Санкт Петербурге до Капитолия в Вашингтоне, округ Колу мбия (1855 — 1865).

Лишь в 20 веке наследие Рена перестало быть мощным и иногда противоречивым фактором в английском архитектурном дизайне. Последним крупным архитектором, который, по его собственным словам, работал в стиле Рена, был сэр Эдвин Лутиенс, скончавшийся в 1944 году. С фактическим устранением исторических влияний в современном строительстве изучение работ Рена усилилось в фундаментальном плане. Основанное в 1923 году к двухсотлетию смерти архитектора Общество Рена издало 20 томов работ Рена, последний из которых был опубликован в 1943 году.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную