РИЧАРДСОН, ГЕНРИ ХОБСОН

РИЧАРДСОН, ГЕНРИ ХОБСОН (Richardson, Henry Hobson) (родился 29.09.1838, плантация Пристли, Луизиана, США умер 27.04.1886, Бруклин, Массачусетс), американский архитектор, инициатор возрождения романского стиля в Соединенных Штатах Америки и первооткрыватель местного современного американского стиля архитектуры. Построил церкви Бреттл Сквейер и Тринити (святой Троицы) в Бостоне, здания Север (1878— 1880) и Остин (1881 1883) в Гарвардском университете и дом Глесснера в Чикаго (1885—1887). Ричардсон был правнуком политического диссидента и религиозного раскольника, а также открывателя кислорода Джозефа Пристли (1733—1804). Его выдающаяся родословная и собственная обходительность помогли ему так же легко переехать с юга в Гарвардский университет в 1855 году, как впоследствии получать награды.

В те времена Гарвард предлагал своим ученикам скорее личные контакты, чем интеллектуальное развитие, и будущие клиенты Ричардсона, например Генри Адамс (1838 — 1918), были в основном из Пор селлианского клуба и других высших социальных кругов, в которые он попадал без труда. Ричардсон больше никогда не возвращался на юг. Тогда же, во время пребывания в Гарварде, Ричардсон решил стать архитектором.

В Бостоне его окружали здания, построенные из обыкновенного гранита, которые оказали влияние на его более поздние работы, но официальное архитектурное образование он мог получить только за границей, так как до гражданской войны в Северной Америке не было соответствующих учебных заведений. Бегло говоривший по французски еще с детства, проведенного в Луизиане, Ричардсон учился в Школе изящных искусств в Париже с 1860 по 1862 год, когда гражданская война, разразившаяся в его стране, лишила его годового дохода. После этого он начал работать в мастерской французского архитектора Теодора Лабруста (1799 — 1885). Ричардсон оставался у Лабруста до своего возвращения в Соединенные Штаты Америки в октябре 1865 года. В Париже он овладел методикой аналитического архитектурно го планирования, которое характеризует многие из его зрелых работ и принципы которого были изложены его другом, архитектором и профессором Школы изящных искусств Жюльеном Годэ в труде “Элементы теории архитектуры”, опубликованном в Париже в 1902 году. Ричардсон возвратился в Америку с предчувствием грядущего быстрого успеха, так как он был одним из самых высокообразованных архитекторов страны и обладал многочисленными важными связями. В ноябре 1866 года он получил один из первых заказов на строительство церкви Единства в Спрингфилде в Массачусетсе (сейчас снесена), где один из его прежних университетских товарищей стал влиятельным членом конгрегации. Успешно на чав карьеру, 03.01.1867 Ричардсон женился на Джулии Горхем Хейден из Бостона. Они переехали в дом, построенный по его проекту (сейчас изменен) на острове Стейтен в Нью Йорке, где родились пять из шести их детей. Соседом Ричардсона был Фредерик Лоу Олмстед (1822 — 1903), журналист и знаменитый ландшафтный архитектор, с которым позднее он часто сотрудничал. Ричардсон жил и работал в НьюЙорке в течение следующих восьми лет, в октябре 1867 года став партнером архитектора Чарлза Д. Гембрилла (1832 — 1880); партнерство продолжалось в течение 11 лет, но носило чисто административный характер. Из офиса в Манхэттене и чертежной мастерской в доме на острове Стейтен поступали чертежи для его первых спрингфилдских заказов, государственной больницы для умалишенных в Буффало и церквей Бреттл Сквейер и Тритии в Бостоне. Спроектированная для прославленного проповедника Филлипса Брукса (1835 — 1893), Тринити была одной из наиболее важных епископальных церквей в Америке. Проекты романского возрождения Ричардсона получили национальное признание, появилось много подражателей и столько заказов в Новой Англии, что для семьи стал желательным переезд в район Бостона. В 1874 году Ричардсон купил в пригороде Бруклина здание начала 19 века, напоминающее дома плантаторов юга, и пристроил к нему офис и мастерскую. Его последние 12 лет были проведены с семьей и помощниками в этом оживленном месте, так напоминающем окружение его детства. В течение последних лет Ричардсон создавал здания, на которых в большей степени и основана его репутация. Он проектировал дома, библиотеки, пригородные железнодорожные станции, здания школ, торговые и гражданские сооружения. Вместо массивных зданий, узких вертикальных пропорций и несоразмерных готических линий, которые использовали его современники, он применял горизонтальные линии, простые силуэты и однородные, крупномасштабные детали романского или византийского стиля. Так как лучшее сооружение Ричардсона, оптовый магазин Маршалла Филда в Чикаго, и большинство его железнодорожных станций на северовостоке Соединенных Штатов Америки дав нымдавно снесены, итоговое развитие его творчества в последние годы жизни в настоящее время лучше всего изучать на зданиях Север и Остин в Гарвардском университете, строениях округа Аллегени в Питсбурге и доме Глесснера в Чикаго или же на ряде библиотек в маленьких городках вокруг Бостона от Вобурна и НортИтона до Квинси и Малдена. Мемориальная библиотека Крейна в Квинси с ее состоящим из трех частей основанием, облицованным грубо обработанным гранитом, покрытой черепицей фронтонной крышей, с напоминающим пещеру входом находится в ряду самых красивых и наиболее характерных работ его зрелого периода. Ричардсон был общительным и колоритным человеком. Он обладал фигурой необъятных размеров и был известен своей страстью к обильным еде и питью, пирушкам с употреблением большого количества шампанского и изысканных блюд с друзьями, например с американским скульптором Огюстом СентОденом. По особым случаям он заказывал такие деликатесы, как устрицы из Чесапикского залива, специально привезенные из Балтимора; или черепаху, приготовленную в ресторане в Филадельфии и доставленную лично шефповаром. Однако такая жизнь сокращала его дни, так как в течение всей своей жизни он страдал хроническим нефритом, или болезнью Брайта, и при этом напряженно работал, взяв лишь один отпуск за 1880 годы (он совершил летом 1882 года путешествие по Европе в целях исследования романской архитектуры). Он скончался четыре года спустя, на вершине своей профессиональ ной карьеры, когда его лучшие здания начинали подниматься в Бостоне, Питсбурге, Цинциннати, Огайо, Чикаго и Сент-Луисе. Его последователи, бостонская архитектурная фирма Шепли, довела до конца их строительство, а чикагские архитекторы Салливен и Райт продолжали направление, начало которому он положил.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную