РОДРИГЕС, ЛОРЕНСО

РОДРИГЕС, ЛОРЕНСО (Rodriguez, Lorenzo) (родился около 1704, Гуа дикс, Испания — умер в 1774, Мехико, Новая Испания [ныне Мексика]), архитектор испанского происхождения, родоначальник сложного стиля “ультрабарокко”, известного как “мексиканский чурригереск”. Родригес был сыном и учеником главного архитектора епархии Гуадикса. Отсюда он уехал в Кадис как мастеркаменщик. К 1731 году осел в Мехико, где поначалу работал плотником на монетном дворе. Его Саграрио Метрополитано ( около 1749 — 1769), небольшая церковь, примыкающая к кафедральному собору Мехико, — главный памятник “ультрабарокко” в Новом Свете.

Его фасады щедро орнаментированы в традиции родной Родригесу Андалузии, однако превосходят этот стиль богатством и сложностью деталей. Среди других работ Родригеса — капелла монастыря СантоДоминго (освящена в 1757 году, сейчас снесена) и, вероятно, церковь Сантисима Трини дад (начата около 1755 года на месте более ранней часовни), обе в Мехико. Влияние Родригеса лучше прослеживается в Гуанахуато, горнодобывающей территории к северозападу от Мехико, где много зданий воздвигнуто приверженцами его стиля. РОЗА (rose window), в архитектуре готического стиля, украшенное окно круглой формы, часто застекленное витражным стеклом. Немногочисленные образцы украшенных круглых окон были представлены в романском периоде (церковь СантаМария в Помпозе, Италия, 10 век). Однако только к середине 12 века возникла идея создания богатого декоративного рисунка на застекленной площади круглого окна. В этот период простое круглое окно стало отличительной чертой многих церквей переходного и раннего готического стилей. Оно использовалось преимущественно в стенах нефа, обращенных на запад, а также в конце трансептов (поперечных нефов). Введение сложного радиального узора из перекладин в 13 веке придало рисунку розы особую выразительность. Распространенной схемой расположения радиального узора на площади круглого окна является серия расходящихся от центра узоров, каждый из которых соприкасается с выпуклой частью дуг, расположенных с внешней стороны круга. Лучи, расположенные между этими узорами, соединяются в центре кольцевой рамкой, сделанной из камня, и проходят через нее. Сами узоры зачастую представляют по форме небольшие ажурные окна с дополнительными разделяющимися лучами, арками и украшенными лиственным узором круглыми рамками. Самые удачные образцы этого типа высокого готического стиля принадлежат преимущественно французской архитектуре, в них роза применялась в средние века наиболее часто. В связи с этим кафедральные соборы в Реймсе, Амьене и собор Парижской Богоматери — все построенные в 13 веке — особенно заслуживают внимания. Появление стиля “пламенеющей” готики изменило характер французской розы. Радиальные лучи стали представлять по форме сложную сеть извивающихся, с двойным узором перемычек, создающих новые геометрические фигуры, по форме напоминающие языки пламени; также применялись диагональные связки для всей композиции. Роза в трансепте, созданная в начале 16 века в кафедральном соборе Бове является характерным примером этого стиля.

В самом начале своего развития роза распространилась по всей Европе. Образцы таких окон можно найти в Италии (церковь Сан Дзено Маджоре в Вероне, кафедральный собор в Карраре), Испании (кафедральный собор в Бургосе), Англии (кафедральный собор в Линкольне), Германии и странах Центральной Европы.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную